Прежде всего стоит отметить два момента. Не знаю, что за умный человек додумался поставить рейтинг фильму «6+», но если у вас есть дети, дайте им дорасти хотя бы до 12 лет, прежде чем вести на этот фильм. И второе: картина НЕ является ремейком одноимённого советского хита 1979 года за авторством Александра Митты.
Удивительное дело, после просмотра «Экипажа» первым на ум пришёл новый «Безумный Макс». Ибо ощущения схожие: наверняка многие из вас до сих пор помнят, как по окончанию фильма вставали на затёкшие ватные ноги, встряхивали всеми членами тела и, хорошенько выдохнув, произносили нечто вроде: «Ну, ни хрена ж себе!..». Так что после просмотра «Экипажа» кто-то может испытать своеобразное дежавю. Нет, сюда не завезли усеянных шипами монстртраков, гитариста с огнемётом и песчаные бури. Здесь нету присущего «Безумному Максу» ополоумевшего сумасшествия и животного драйва. Но ощущения и вправду очень похожие, ведь вместо всего этого здесь работает другой инстинкт, который фильм активирует на полную катушку — инстинкт самосохранения.
Сюжет фильма вращается вокруг двух пилотов. Первый — Алексей, законченный идеалист, который жить не может бок о бок с несправедливостью, а потому тяжело уживается в современном обществе и его регулярно увольняют с любой работы, куда бы он ни попал (а тянет его только в небо). Второй — Леонид, человек в возрасте, матёрый пилот, который прошёл через кучу передряг, у которого в наличии нудноватая жена и неугомонный сын, а тут ещё и не признающего авторитетов Алексея под нос подсунули в качестве стажёра. В итоге их отправляют на крайне опасное задание — эвакуировать рабочих с острова, где вот-вот произойдёт извержение вулкана…
И снова у нас случай, когда про фильм практически невозможно рассказать без спойлеров. Потому позволим самый безобидный и предсказуемый: самолёт взлетит и самолёт сядет. Хэппи энд в этом фильме неизбежен, необходим и даже неумолим. Однако, если вы думаете, что от этого моментально становится неинтересно смотреть, то поверьте, вы глубоко заблуждаетесь. До посадки всю вторую половину фильма вам предстоит провести в застывшем положении, вжимаясь в кресло и крепко держась за подлокотники. Заодно захватите с собой какой-нибудь «Визин» и держите под рукой — чтобы время от времени было что закапать в глаза. Ведь моргать на этом фильме вы будете, возможно, раз в полчаса.
Николай Лебедев, поставивший более трех лет назад хит отечественного кинопроката «Легенда №17», может гордиться: ему удалось сделать по-настоящему «западный» (в лучшем смысле этого слова) фильм, на который отлично крепится звание «блокбастер». Сделано на высочайшем уровне, кажется, абсолютно всё, категорически не к чему придраться.
С технической точки зрения всё практически идеально. Умопомрачительные сцены в воздухе, компьютерная графика на уровне Голливуда, взрывам позавидовал бы даже Майкл Бэй. Эпизод с извержением вулкана и лавой, текущей по горе, сметающей все и вся на своем пути, вызывает натуральную панику — всё горит, искрится, плавится, крики, брань и преисполненные ужаса лица людей. Ощущение природной катастрофы передано настолько достоверно, что при просмотре 3D начинаешь бояться, как бы лава не затекла в зал кинотеатра. Но наземные эпизоды — это хорошо, а уж когда самолёты взлетают в воздух… Тут просто неописуемый восторг, не стоит даже говорить что-либо, это надо видеть. А какой здесь звук!
Касательно драматургии: сценарий поистине железобетонный, прямо-таки непрошибаемый, скроенный по лучшим лекалам западного кино. Идеалист, который становится героем; маленькие мелочи в начале, которые потом обязательно сыграют роль в течение фильма; драма старого пилота, который благословляет молодого юнца; романтическая линия, которая не только органична, но и играет важную роль в сюжете. А кроме того здесь есть множество второстепенных персонажей, которые прописаны не хуже главных героев: мальчик, потерявший маму, но обретший отца, женщина, которая пишет записку дочери на случай своей смерти, отчаявшийся добиться расположения стюардессы бортпроводник… И главное — все они действительно составляют экипаж самолёта, это не просто статичная и орущая от ужаса массовка, они играют важную роль в сюжете, каждому отведено время! Серьезно, к сценарию просто невозможно придраться, даже если бы очень хотелось. Но не хочется.
Совершенно невероятна музыка Артёма Васильева, который успел поработать над фильмами Станислава Говорухина, а для «Экипажа» выдал какой-то фантастической мощи саундтрек. Никаких «грустных пианинок» и дворовых гитарок: пусть в первой половине фильма, где нас только вводят в курс дела, ещё играет что-то лёгкое и невесомое, зато когда на экране воцаряется кромешный ад природного катаклизма, эпичный оркестровый эмбиент и тревожные скрипки превращают фильм в зрелище какого-то вагнеровского масштаба.
Данила «Наше всё» Козловский в этот раз прямо-таки расцвел, взял доселе невиданные высоты и просто поразил. Ощущение, что на экране не актёр, а профессиональный пилот, не оставляет ни на секунду — это, кажется, одна из самых органичных ролей Данилы. Владимир Машков, этот человек, кажется, плохо играть не умеет, а здесь вместе с героем Козловского создаёт один из лучших дуэтов в истории современного отечественного кино, практически скрещивая жанр «фильма-катастрофы» с натуральным «бадди-муви». И предмет воздыханий Алексея — литовская актриса Агне Грудите, практически дебютантка на большом экране, завораживает естественной красотой, имеет множество шансов стать новым секс-символом в кино.
Несмотря на то что это фильм «про самолёты», «про катастрофу» и ещё про что-то в этом духе, самое важное в нем не это. Лебедев сделал фильм про мужскую дружбу и про настоящий героизм. Человек и стихия — побеждает человек, за счет смекалки, смелости, отваги и мужества. Это настоящий манифест всепоглощающей любви к человеческой жизни, к её ценности. Фильм держит в напряжении, не давая выдохнуть — но в конце, вздохнув с облегчением, хочется сделать что-то доброе, хорошее и лишний раз сказать нечто приятное людям вокруг. Это очень «русское» кино, в лучшем смысле этого слова: могучее, крепко скроенное, мощное, как скала. Такую махину теперь немногие смогут сдвинуть с места, но если большинству удастся достичь хотя бы такого уровня, о российском кино заговорят совершенно в ином тоне.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!