ELEX — Воруй, выполняй

Сразу две новости по свежей игре Pyranha Bytes. Хорошая — это «Готика». Три лагеря, живущих своей разнообразной жизнью, соответственно, три варианта прохождения второстепенных квестов. Плохая — это всё ещё «Готика». Спустя 15 лет с релиза той самой игры немцы даже не пытаются экспериментировать и что-то менять хотя бы ради приличия. Снова рапторы, опять герой-дохляк, а в конце нас ждёт большое во всех смыслах Зло, с которым совладать может только Избранный. Меня, как настоящего фаната-терпилу «Готики», это устраивало. Первые 15 минут, пока от дежавю не стало подташнивать.

ELEX сразу вываливает весь сюжет и историю мира во вступительном ролике. На экзопланете Магеллан всё было хорошо: зелено, водно, людно, но ровно до того момента, как на неё свалился астероид. Дальнейшие события, предшествующие появлению главного героя, предстоит узнавать примерно как в Horizon: Zero Dawn — через аудиодневники, записки и флешбеки. Нехорошее ощущение, что закидывали эти крохи вселенной уже после релиза проекта от Guerilla, потому что реализация так себе, а о мире до Катастрофы ничего толком не рассказывают. Нашего героя зовут Джакс, он был чуть ли не королём нового мира с радиоактивным кратером посередине карты (почему астероид вдруг оказался радиоактивен, я так и не понял), но его, как водится, предали, украли броню, оружие, а головушке сделали бо-бо.

Изменившимся миром управляют Альбы — эдакая секта, которая уверовала в особый путь просвещенного человека. Мудрость и ясность ума даёт тот самый элекс, который капсом вынесен в название игры. Минерал прилетел вместе с астероидом, а взрыв при столкновении с Магелланом разнёс его по всей карте. Поначалу элекс был просто платёжным средством вроде серебра, пока Альбы не смекнули, что его можно не только сушить и дробить на валюту, но и грызть как гранит науки. Увлёкшись инопланетной БАД, они позабыли об эмоциях, начали охоту за минералом и всеми теми, кто величие элекса не разделяет. На этих ребят и работал Джакс, но лишь до таинственного падения.

Тут-то начинается «Готика», которую не спутать ни с чем. Вот Дурас (Диего) — благородный разбойник, который встречает героя и будет помогать до победного конца. Именно он произносит три заветных слова для фаната игр Pyranha Bytes: «ВЫБЕРИ СЕБЕ ЛАГЕРЬ». На выбор даются Берсерки-бомжи (Старый лагерь) с мечами, луками и магией, Бандиты-оборванцы (Новый лагерь) с пушками и бензопилами посреди пустыни а-ля Fallout и Клерики (Маги), ставящие технический прогресс превыше всего. Мой выбор пал на последних, потому что у парней стильная броня с красной подсветкой и плюс ко всему виднелись бластеры, т.е. именно то, чего в серии «Готика» или Risen отродясь не было.

Приятно, что выбор стороны конфликта не помешает обвешаться квестами от представителей всех фракций, а потом ещё и не будет препятствовать их выполнению. ELEX нашпигована квестами настолько, что меню с ними захлёбывается от количества строк с поручениями. Сортировка логичная, но возвращаться к списку каждый раз больно, ведь он закрывает открытые вкладки, не показывает выбранного в данный момент задания и периодически не обновляет журнал событий, будто ты и не принимался за выполнение. Ничего не поделать, приходится превозмогать, потому что убийство живности при всей своей хардкорности не приносит столько опыта, как простейшее пятиминутное «сходи — поговори — вернись». Многочисленные ответвления и мелкие поручения накручивают счётчик заданий до какого-то баснословного числа: где вы ещё встретите достижение «Карьерист» за 300 квестов? Есть запоминающиеся детективные, есть на смекалочку, а какие-то наиболее эффективно решаются только со знаниями из определённой сферы, привет Fallout. Для любителей RPG здесь всё ещё раздолье, этого не отнять.

Вот только гипотетические 5-6 сотен заданий не решают самую большую проблему игры — мир. Всё вокруг радует глаз и при этом не нагружает запредельно видеокарту, сохранения запускаются почти мгновенно, но вокруг пустота. Можно списать на обстановку — мол, астероид прилетел, все умерли — если бы не наличие как густозаселённых кусков карты, где есть чем заняться, так и пустующих локаций без обитателей и любимых фанатами «Пираний» внезапных ценных находок.

А ведь теперь игра ещё и многоуровневая, спасибо джетпаку, торчащему за спиной с самого начала. С высоты всё совсем плачевно: никаких пещер с сокровищами для самых любопытных летунов так и не было обнаружено, только невидимые стены или смертельные радиация/лава/холод. Всё это очень напоминает уже не «Готику», а Two Worlds: огромные пустые локации, никаких барьеров для исследования, но одновременно и никакой гарантии, что не встретишь вундерпетуха с силой удара в две полоски здоровья.

Погнавшись за невиданными масштабами, немцы совсем позабыли, что они никогда, ни в одной своей игре не смогли наладить баланс между боевой системой, бронёй, фауной и наградой за усердие в схватках. В этот раз особенно. Вместо легендарных кабанов-убийц тут практически любой зверь бьёт сильно. При попытке Джакса улететь на джетпаке некоторые монстры прицельной наводкой жахают чем-нибудь дальнобойным. Будь то раптор из начала игры или индюк из дальних локаций — все пробивают любую броню так, что боссы из Dark Souls только позавидуют.

Половину игры ты страдаешь и боишься каждую курицу стоимостью в каких-то 10 опыта. Затем буквально в момент всё меняется: броня ещё швах, зато бластер в руках такой, что убивает финального босса за 9 выстрелов и 10 секунд, я засекал. Почему такой разброс и проваленный эндшпиль? Могли не успеть к релизу, но судя по прошлым курьёзам, особенно мощнейшему огненному мечу в самом начале «Готики 3», дисбаланс ELEX тянет на банальную халтуру.

Две трети игры приходится уповать на систему ближнего боя. Это что-то действительно «новенькое» и заставляет долго приспосабливаться. Представьте себе тайминги «Ведьмака», только в несколько раз хардкорней и получите ELEX. Секрет побед и куда более частых поражений — выносливость, за которой нужно пристально следить. Она тратится на сильные удары и перекаты, а восполняется при простых атаках и спокойном перемещении. Звучит легко, но к этому добавляются тайминг спецатак и частые ответки противника, от которых спасает вовремя поставленный блок или опять же перекат. В самом начале приходится особо тяжко, потому что у любой мутировавшей собаки с выносливостью никаких проблем, а ты тот ещё дохляк. В конце же Джакс перейдёт на стрелковое оружие при любом раскладе — другого способа сдерживать толпы по 5-10 противников нет. Так что качать воина с мечом бесполезно как никогда.

Рад бы чем-нибудь порадовать, да не выходит. На фоне недоделок и провалов тестеров окончательно расстраивают те элементы, которые будто были в изначальной концепции, но до релиза добрались чисто случайно. Например, с самого начала прослеживается два пути развития персонажа с точки зрения морали, т.е. опять Mass Effect, но вместо Парагона и Ренегата тут Джакс в полной завязке и Джакс, который снова сорвался и стал употреблять элекс для подавления эмоций.

Оповещения «Холод понизился/увеличился» появляются на экране чаще, чем новые квесты в журнале. Боишься лишнюю маленькую бутылочку принять для улучшения характеристик, а игра под конец так и не выстреливает из этого ружья. Будь ты хоть холодная бессердечная скотина, как во вступлении, хоть эмоциональный человек среди Свободных людей (так зовут тех, кто не пристрастился к инопланетной заразе), концовка всё равно одна — мягкая. Любители отыгрывать злодеев будут разочарованы вдвойне. Из других брошенных на самом интересном месте вещей: пропадающие без вести некогда важные для повествования персонажи, длинные ветки квестов с багнутой концовкой и теряющиеся перед последней битвой напарники, на которых ты потратил уйму времени в надежде на помощь.

При работе над сопартийцами немцы руководствовались всем разнообразием игр BioWare. Общение выстраивается по той же схеме, какую довелось видеть в Dragon Age: Inquisition и до неё: найди, выполни задания для увеличения преданности и далее по желанию займись любовью при первой же возможности. На выбор только две особы женского пола. Если первая дамочка-магичка совсем скучная, то вторая хотя бы оставляет после прохождения яркие эмоции. Nasty (Настя?) вроде и списана с Джека из Mass Effect, т.е. брутальна, неотёсана, сквернословит, но есть в ней что-то неповторимое. Джакс её откровенно боится — настолько напористо всё и жёстко. Если пришло время делать с ней квест, она вас сама найдет и поговорит примерно так: «Ну, что отдыхать, мудак? Устал уже, что ли? Пошли циклопа завалим. Если живые вернёмся, то тогда может и тебе дам себя завалить, если не зассышь».

Спасибо THQ Nordic, что вписались за пацанов. Только зачем было их торопить? Фанаты «Готики» получили проект уровня третьей части, но большего масштаба как по плану, так и по количеству незавершённых дел. Раз ELEX не какой-нибудь Early Access (хотя лучше б был), а уже релизный продукт, от которого ждут моментальной прибыли, то и доделать его, увы, не дадут. Придётся нам жить в ожидании ELEX 2 (здоровенный задел под него оставили), пока кто-нибудь не вспомнит о немецких парнях, 15 лет назад делавших самых живые RPG в мире.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!