Триерикон #3: Эпидемия

Мы продолжаем разговор о творчестве самого эксцентричного режиссера современности Ларса фон Триера совместно с пабликом «Хорошее кино от Ивана Афанасьева». И сегодня мы будем говорить о втором полнометражном фильме режиссера и втором из так называемой «европейской трилогии» — «Эпидемия».

Видимо, решив, что многослойного заигрывания с формой в «Элементе преступления» было недостаточно, Триер решил издеваться над зрителем еще изощреннее и включить режим тотальной доминации. Здесь он и его близкий, на тот момент, друг Нильс Форсель, сценарист всей «европейской трилогии» и сериала «Королевство», выступают в качестве ключевых персонажей. Да не каких-нибудь там, а самых настоящих демиургов, творящих кинематографическое пространство прямо внутри собственного фильма.

При этом оба они – те еще идиоты: случайно удалив с дискеты (да-да, Триер настолько старый) сценарий своего будущего фильма под названием «Инспектор и шлюха» (отсылка к «Элементу преступления»), они вынуждены на скорую руку сочинять новую историю. В итоге из-под их пера рождается визуальный клон «Жертвоприношения» и «Андрея Рублева» Тарковского, в котором врач-доброхот стремится спасти людей от эпидемии, носителем которой он сам и является. В финале гениальные придурки Ларс и Нильс приглашают медиума и женщину (и снова отсылка к дебюту Триера) на ужин с продюсером. Во время пересказа сценария под гипнозом дама, остро переживая мучения придурка-врача, сама заражается чумой и приносит ее в реальный мир.

Все нормально. Триер если и был под чем-то, когда городил эту конструкцию, то скорее всего, от силы, под своим собственным эго размером с индийского слона. Сопоставив нехитрые аллюзии, вычленяем главную мысль: Триер – гений, правда никто об этом не знает, даже он. Его сценарий, как эпидемия, проникает в чужие умы и заражает их гениальной задумкой. Врач, несущий погибель, это сам режиссер, которого мир не принимает с его чистой, пускай и больной душой. Так пусть эта злобная клоака (в которой легко узнаются скандинавские страны) сгорит в агонии. Сценарий Триера и Форселя настолько шедеврален, что материализуется в нашем мире – как ответ тем, кто не принимает будущих классиков кинематографа.

Вот, в общем-то, и все, что можно сказать про этот кусок эгоцентричной натуры режиссера. За нее мы его и любим – но в первую очередь за то, что, пройдя через горнило экспериментов в первых фильмах, она обрела какие-то очертания в дальнейшем и научилась разговаривать с доверчивым зрителем. «Эпидемия» же – это грубая, слабо оформленная и просто дурно пахнущая опухоль самомнения, которая, к счастью, эпидемией буквальной не стала. Иначе так бы мы и смотрели на отчаянную рефлексию непризнанного мастера кино, так и затерявшегося навечно в чащобе собственных идей.

Посмотрев этот фильм, вы вряд ли чем-то заразитесь – разве что аллергией на творчество датского идиота. Не стоит: настоящий, идеальный «идиот» Триера еще не вышел наружу, вам только предстоит увидеть и поразиться его гениальности. А этот фильм не зря «заклеймён» в каждом кадре (см. скриншоты) – от него лучше держаться подальше.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!