Другая литература: фанфики

Многие, услышав слово «фанфик», презрительно сморщатся и отмахнутся, тем не менее, этой литературной забаве уже не одно столетие. К примеру, ранней формой фанфика считается поэма «Завещание Крессиды» Роберта Генрисона, написанная ажно в XV веке. Баловались ими и многие профессиональные писатели, начиная Шарлоттой Бронте и заканчивая Ником Перумовым. Изначальная цель — заполнить бреши в оригинальной работе или же рассказать, что случилось после, а также подробнее осветить судьбу какого-нибудь персонажа.

Фанфики в современном их понимании пришли в народ благодаря фандому Star Trek TOS в 60-х годах, чтобы потом обрести второе дыхание с выходом «Гарри Поттера». Сейчас это литературная интерпретация собственных фантазий поклонников; своеобразная игра в песочнице, где песок и игрушки завез кто-то другой (собственно, владелец медиа-франчайза). Там, где канон ограничился лишь намеком, фанат разглядел целую нерассказанную историю, которую воплотил в словах и рассказал таким же единомышленникам. Там, где канон упускает что-то из виду, недостаточно конкретизирует или же просто не особо уделяет этому внимание, поклонник заполняет бреши исходя из собственного воображения и представления о том, как тот или иной персонаж будет действовать в той или иной ситуации. Никакой коммерческой выгоды авторы фанфиков не извлекают, а финальный продукт предназначен прежде всего для таких же поклонников энного фандома.

В этом смысле основная причина, по которой народ пишет фанфики — банальная неготовность расстаться с любимыми персонажами и интересной им вселенной. Но что же делать, если сериал закончился, книги дочитаны, а фильмы отсмотрены-пересмотрены? Вот тут и вступает в дело их воображение. А уж если оно идет не одно, а под руку с грамотностью, чувством языка и хорошим слогом, то финальный результат не стыдно было бы почитать в твердой обложке и за деньги.

В случае с каким-нибудь Star Trek TOS скажу даже более: многие фанфики более каноничны, чем официально опубликованные книги. Там не будет ереси в стиле «„Этого быть не может!“ — воскликнул Спок», слишком уж глубоки симпатия и уважение автора к оригинальным персонажам и их характерам.

fanfics_logo
Фанфики — потому что история не закончена, пока мы сами её не закончим.

Тут, конечно, нельзя не указать на обратную сторону фикрайтерского увлечения, из-за которого оно в основном и снискало дурную славу. Для кого-то это просто повод написать порнушку с симпатичными им героями, иногда с участием себя любимого. Литературная ценность данных выплесков гормонов весьма низка, а графоманствующим редко больше 18 лет. Мусор, о который неизбежно спотыкаешься, но который достаточно просто опознать, чтобы была возможность пройти мимо, не травмируя чувство прекрасного. Говоря по правде, в количественном соотношении он превалирует, но поисковые фильтры и отзывы читателей почти всегда дадут понять, мимо каких фанфиков можно смело проходить.

Сейчас есть два главных англоязычных ресурса, где авторы могут выкладывать как фанфикшен, так и свои оригинальные работы: AO3 и fanfiction.net, в рунете это ficbook.net.

А ниже мы хотели бы рассказать про один из самых известных фанфиков современности, который мог бы дать фору многим «профессиональным книгам» — «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» под авторством Элиезера Юдковски, на секундочку, американского специалиста по искусственному интеллекту, занимающегося проблемами технологической сингулярности, сооснователя и научного сотрудника Института Сингулярности по созданию Искусственного Интеллекта.

 Элиезер Юдковски «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» 

MethodsofRationality_Yudkowsky

Начнем по порядку. Элиезер Юдковски – храбрец, ибо, посягнув на всем известную историю про мальчика-волшебника, умудрился не просто перевернуть все с ног на голову, а еще и влюбить в свою интерпретацию поклонников канона. Назвать «Методы рационального мышления» фанфиком язык не поворачивается. Автор написал почти полноценную научно-популярную книгу с соблюдением всех законов жанра. Его герои логичны и рассудительны, а сам магический мир больше походит на загадку, в которой мы находим вереницу ответов на устройство правительства, банка Гринготтс и работы заклинаний. Также из тени выходят многие персонажи, оставленные без внимания Дж. К. Роулинг. А мотивы их поступков принимают совершенно другой оборот.

Итак, вот что мы имеем. Петуния вышла замуж не за Вернона Дурсля, а за университетского профессора. Маленький Гарри вырос в любящей семье, окруженный книгами из различных областей науки, и был воспитан живым воплощением рациональности. И потому не удивительно, что попал он вовсе не в Гриффиндор, а в… Об этом вы уже узнаете сами. Собственно, с этого момента нашему взору предстает не побитый жизнью и верящий в чудеса мальчик, а стремящийся развивать свои способности, подводя под логическую базу все магическое. Скучно — возможно, решите вы, но ничего подобного. Эта история до краев наполнена абсурдными ситуациями, а диалоги – юмором. Персонажи строят изощренные интриги, врываются в Азкабан, стараются поступать по справедливости и даже победить смерть, подкрепляя все это рациональным мышлением.

Претерпевает значительные изменения и состав приближенных к Гарри учеников и профессоров. Враг по Роулинг становится другом, в то время как верного соратника отправляют на задворки сюжета за излишнюю банальность. Сама же детская и наивная дружба превращается в напряженное интеллектуальное противостояние. Юдковски мастерски раскрывает новые черты личности героев. Он полностью уходит от привычной модели поведения, позволяя им меняться под влиянием обстоятельств. Нельзя не отметить, насколько чертовски хороши его Невилл, Снейп, Квиррелл и даже Люпин! А Драко, с детства приученный манипулировать людьми, больше не выглядит жалким подобием отрицательного героя.

«Гарри Поттер и методы рационального мышления» — это шедевр. Легкий слог, увлекательный сюжет, огромное количество аллюзий. Квинтэссенция отличного юмора и экспериментально подтвержденных фактов о методах научного мышления. Автор играючи переключается со смеха на философию человеческих душ и обратно. Оторваться невозможно. Полюбить больше оригинала? Почему бы и нет.

«Вплоть до этой минуты Гарри жил по наставлению Э. Т. Джейнса, которое гласит: если ты не знаешь о феномене, то дело не в нём, а в твоём уме. Твоё незнание характеризует тебя, а не то, о чём ты не знаешь. Невежество существует в голове, а не в реальности. Пустая карта не равна пустой территории».

«Мировое господство — такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».

Читать: на английском, на русском.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!