Filament — теория струн

Filament от Beard Envy относится к поджанру «нашёл как-то астронавт пустой корабль с головоломками». От собратьев игру отличает вид сверху и крайне уютный дизайн с преобладанием тёплых тонов. Обстановка с налётом ретро отрендерена с любовью, создавая иллюзию обитаемого места. Обитаемого и таинственным образом покинутого — во вступительном ролике персонаж слышит от своего компьютера, что на корабле никого нет. Однако же на борту его встречает женский голос, просящий поторопиться и помочь с восстановлением систем.

Восстановление проходит через головоломки по одной и той же схеме: находим остроконечные столбики-якоря, запускаем в них робота, которым внутри надо оббежать колонны в определённом порядке. Повторяем пять раз — возвращается электропитание, открывается заначка с карточкой-кодом или становится доступен другой якорь с новыми головоломками того же типа. Если на «оббежать колонны в определённом порядке» вам вспомнился The Witness и изрисованная схемами тетрадь, то вы абсолютно правы — листочки, чтобы накидывать решения, здесь очень пригодятся. 

В отличие от The Witness, все головоломки в якорях сами по себе: не надо держать в памяти обстановку на корабле и высматривать в ней скрытые смыслы (но это пригодится при поиске секретных кодов). Механики также разнообразнее: помимо обычных светящихся колонн попадутся цветные, переключатели, экраны, чёрные колонны, которых нельзя касаться, колонны, которые надо обвести несколько раз, и многое другое. Встречаются головоломки, где решение фактически уже нарисовано. Спойлер: это мало поможет.

После вступительных заданий перед персонажем открывается почти весь корабль, кроме трёх недоступных комнат. Таким образом, решать головоломки можно в любом порядке — они сгруппированы по 10-15 штук, использующих один и тот же принцип. Первые пять в каждом наборе знакомят с его основной механикой — решить их обычно очень легко, зато дальше сложность нарастает. Реально надолго застрять на одном-единственном уровне, потому что ну нет же никакого способа провести к робота к последней колонне или выбежать к выходу! В такие моменты начинаешь подозревать баг или что разработчики ошиблись с шириной проходов и робот на самом-то деле должен пролезть между столбиком и протянувшимся через уровень проводом. Тогда лучше отвлечься, вернуться к проблемной задаче спустя пару часов, а то и день — и понять, что решение-то было элементарным, стоило только чуть-чуть отклониться от пути, который казался очевидным.

В навороченных головоломках придётся немало побегать в поисках того единственного решения, которое задумали разработчики. Отчасти помогает управление: есть сброс уровня и перемотка назад. Последнее не срабатывает, если провод робота по какой-то причине погас: придётся отбегать вручную или сбрасывать всё. А вот от «обзора уровня», который переключает на вид строго сверху, на момент релиза толку мало — в этом режиме робота двигать нельзя.

По мере того как персонаж ходит по кораблю и возвращает системы в строй, всё тот же женский голос оживлённо — слишком оживлённо для ИИ — рассказывает о жизни экспедиции, комментируя всякие находки. Озвучка потрясающая, на монологе про бассейн вы прочувствуете всю боль этого мира. Часть сюжета продублирована и раскрыта подробнее в переписке экипажа, её можно раскрыть, вводя коды с карточек в терминалы. Коды тоже завязаны на обматывании и помимо очевидных — обведи как на картинке — есть секретные задачи посложнее, где то и дело придётся мыслить «вне коробки».  

Решать все 300 головоломок Filament не обязательно — прослушать все монологи таинственной женщины, раскрыть недоступные комнаты и продвинуться по сюжету удастся чуть раньше, примерно на 80% активированных якорей. Но если возникнет желание докопаться до всех повреждённых записей в терминалах, почитать всю-всю переписку экипажа, тогда-то придётся запастись терпением, толстой тетрадью или, на худой конец, ссылками на прохождение.

Игра локализована, с переводом логов и субтитрами очень постарались. Отдельно одобряю адаптацию имени Juniper/June как Хвоя/Хвойка, это очень добавило текстам естественности.

Интересная находка с логами: экипаж корабля носит кодовые имена, завязанные на цветах. Цветами выделены соответствующие участники переписки. Соответственно, если цвет вам легче запомнить, чем имя, то понять кто есть кто не составит проблем. Часть переписки дублируется у разных участников, все важные события вам напомнят несколько раз, за решением головоломок они не забудутся. Вкупе с тёплыми цветами обстановки история убаюкивает, а тревожные несостыковки и намёки на таинственное происшествие маячат на фоне, пока игра не огорошит рассказом, что же тут произошло. И тогда, к сожалению, вылезают проблемы сюжета. В первой половине подробно описана жизнь на корабле со всеми бытовыми подробностями наподобие пропадающей по закоулкам кошки или играм в настолки. Вторая половина сводит концы с концами — даже необходимость решать головоломки будет логично обоснована! — но не все и не всегда. Ответы на некоторые вопросы об экспедиции выглядят поверхностными, хочется узнать ещё, но тут игра как раз заканчивается. Ждать DLC или второй части в том же мире? Пока неизвестно.

Filament предлагает головоломки отчасти в духе The Witness, а также неплохой НФ-сюжет в ретрофутуристическом мире. И если развязка истории немного подкачала, то головоломки затягивают на ура. Не забудьте завести чистую тетрадь.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!