Сразу оговоримся для тех, кому не важно мнение автора и кто в любом случае пойдёт на «В поисках Дори», даже если в качестве оценки будет стоять единица – мультфильм вам понравится. Дальнейшее брюзжание можно тогда просто не читать, всё равно оно не принесёт ничего, кроме мыслей о необъективности и снобизме рецензента.
Дальнейшие три абзаца этой рецензии хочется посвятить недовольству касательно мультфильма лишь косвенно. А именно – категорически не нравится эта новая тенденция возрождать старые бренды в кино и смежных искусствах. Пошла нездоровая тяга к воскрешению культовых героев кино в исполнении Харрисона Форда: вы всерьез думаете, что почти 74-летний Индиана Джонс будет кому-то действительно интересен? А как вы отреагировали на мысль о второй части Blade Runner? Радуетесь от души? Вот именно. Я уже молчу про Хана Соло. Чего уж там, давайте ещё «Беглецу» сиквел сделаем.
«При чём тут Харрисон Форд?» — спросите вы. А при том, что «В поисках Дори» — наглейшая попытка «Диснея» сыграть на чувствах зрителей, которые посмотрели лет в 10-12 «В поисках Немо», а теперь, уже, возможно обзаведясь семьями (13 лет прошло, шутка ли!), поведут смотреть на это своих детей, а заодно и сами решат предаться ностальгии. И тут уже неважно, насколько это будет хорошо или плохо – народ «по фану» пойдёт смотреть на новых Индиану Джонса, Хана Соло, Рика Декарда, на новых «Охотников на привидений», «Полицейского из Беверли-Хиллз», «Терминатора», «Чужого», «Смертельное оружие», и так далее.
И «Дисней» это прекрасно понимают – они могут сделать сиквел любого своего мультфильма, любого качества, и народ пойдёт. «Король Лев 4», «История игрушек 8», «Колледж/Страна/Вселенная монстров», «Головоломка 2. Часть 1», «Холодная, но храбрая сердцем» — всё сожрут, всё перемелят, заплатят кучу бабла, будут плеваться, кричать, что «раньше мультфильмы вкуснее были», будут ругаться на очередную часть, но всё равно пойдут и бабки отдадут. Деньги, деньги, деньги, рубить капусту, грести бабло лопатой. Жадность Диснея настолько всепоглощающа, что нелепые отсылки к очередным выкупленным франшизам они пихают везде – от «Алисы в Зазеркалье» до «Первого мстителя». И вот «В поисках Дори» — ещё одна вещь, на которой главные хапуги Америки обогатятся с удивительной лёгкостью.
Потому что, несмотря на весь негатив, пролитый выше… мультфильм, в общем-то, неплох. Да, не устаю удивляться, как сам легко ловлюсь на эту удочку.
Итак, спустя год после событий приснопамятного оригинала 2003 года, рыбка-хирург Дори наконец-то обрела какую-никакую семью в лице Марвина и Немо. Но вот однажды в её голове, поражённой недугом чрезмерно краткосрочной памяти, всплывает какое-то воспоминание из прошлого – и она задумывается о том, что если у Немо есть отец, то и у неё когда-то были родители. И возможно она даже знает, где их искать! И вот трое друзей пускаются на поиски предков Дори. Разумеется, обстоятельства их разлучат, дабы потом оправдать добрую половину последующих событий мультфильма.
Опять-таки, по-хорошему про «В поисках Дори» можно больше ничего не рассказывать. Потому что здесь и так есть всё, что должно быть в среднестатистическом мультфильме «Диснея»: антропоморфные звери, креативный юмор (чего стоит мимикрия осьминога Хэнка под вазу с цветами), зашкаливающая милота (в наличии морские суслики, которые устраивают всем окружающим дружеские обнимашки). Дети будут гоготать от восторга, взрослые будут улюлюкать от умиления, фанаты Диснея визжать и голосить от нахлынувших воспоминаний из детства.
И только злобные критиканы типа меня будут рыскать носом в поисках недостатков, и, конечно же, найдут их, помимо самого факта эксплуатации человеческих эмоций и восторженных воспоминаний из прошлого посредством клепания сиквелов и лени сценаристов, которые не хотят придумать что-то новое. Придерутся к логике фильма: когда ты смотришь мультфильм про антропоморфных зверей, ты ожидаешь, что в нем будут ловко отыгрываться их особенности поведения в реальной жизни и стереотипы. Идеальный пример – «Зверополис», где кролики владеют морковной фермой, лисы славятся хитростью и проворством, а ягуара путают (как в реальной жизни часто бывает) с гепардом.
Тут же неожиданно обнаруживается, что осьминог умеет водить машину, рыбы знают английские буквы, да и вообще морские обитатели неплохо осведомлены о том, как, например, работает тот или иной человеческий механизм вроде компьютера. Плюс рыбки в «Поисках Дори» на удивление неплохо обходятся без воздуха! Вы что, даже дельфины не способны на такое, что умеют Марвин и Немо! Они скачут из аквариума в аквариум, неплохо прыгают по каменному тротуару, лёжа на боку… Да чего уж там – кроме того, что они умеют говорить, высунувшись из воды, их речь могут запросто услышать люди! А осьминог, кстати, вообще мог бы быть человеком – в мультфильме так вольно обыгрывается редкая способность некоторых особей передвигаться по суше, что, глядя на ловко хватающегося щупальцами за уступы моллюска, который ещё и держит кофейник в другом щупальце, возникает мысль о том, что в сравнении с ним Человек-паук нервно сосёт палец, а ассасинам стоило избрать учителем по паркуру осьминога. Он даже кофе пьёт!
Я уже не говорю про регулярное отсутствие банальной логики – когда Марвин зовёт птичку, находящуюся в десяти метров от неё и та не откликается, а потом вдруг отзывается на его тоненький голосок, находясь за несколько километров от него… Чувствуешь, что сценаристы «Диснея» тоже умеют работать спустя рукава.
Ну и главная, как мне кажется, претензия мультфильму – слишком мало «морского мира», и слишком много «мира людей». «В поисках Немо» тем и хорош, что там был океан и его обитатели – красиво, интересно, необычно, волнует воображение и вообще всячески радует глаз. А тут глядеть на довольно уныло (и, давайте уж будем честными, халтурно) нарисованных людишек и их мирок, которые служат исключительно фоном… Ну не ради этого мы идём на мультфильм про рыбку-хирурга и её друзей.
Но, как я уже сказал выше, это всё придирки злобного критикана, который не умеет просто получать удовольствие даже от самого вторичного продукта. Хотя умеет на самом деле, шуточки бывают очень смешные, всё ярко и красочно, ну и вообще анимация главных героев у «Диснея» всегда на высоте – Дори по-прежнему жутко мила в своей трогательной глупости, а Немо очаровательно гребёт своим малюсеньким плавничком.
Короче, не надо меня слушать, если вы фанат «Диснея», фанат оригинального мультфильма, если просто любите мультфильмы, рыбок, милоту и прочие необходимые атрибуты. Плюс ко всему – ну дети же с радостью посмотрят! Тут же смешные морские львы, добродушные черепахи и разноцветные рыбки! Да и вообще, если вы идёте просто словить порцию удовольствия от очередного яркого зрелища – всё, в целом, должно понравиться. Не надо слушать нас, критиков, которые всегда найдут, к чему придраться.
P.S. А ещё не даёт покоя тот факт, что китовая акула, особь которой фигурирует в мультфильме – вымирающий вид, которые живут в неволе совсем недолго и быстро умирают. Так что сотрудники Морского института, «спасающие» рыб, которые приютили сию рыбку на потеху зрителям, на самом деле редкостные живодёры. И даже камео главного любителя животных в России Николая Дроздова в русском переводе, которым заменили Сигурни Уивер, не освобождает от этой тревожной мысли.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!