Человек на Луне – В космос с Нилом Армстронгом

null

Космическая гонка между Америкой и Россией – одно из самых захватывающих действ прошлого века. Это было конструктивное соперничество, позволившее человечеству выйти на новую ступень понимания мира. В XXI веке эти события органично и последовательно нашли отражение в кинематографе. Словно специально, в верном порядке, воспроизводя главные события из истории космической гонки, на экраны вышли отечественные фильмы «Гагарин. Первый в космосе» (2015) и, затем, «Время первых» (2016) об Алексее Леонове (да там и «Салют-7» затесался). Теперь наступила очередь Голливуда. 11 октября в кинотеатрах стартует «Человек на Луне». Картина основана на романе Джеймса Р. Хэнсена о жизни Нила Армстронга, первого из людей, ступивших на Луну.

Сравнивать новый фильм Дэмьена Шазелла, попробовавшего себя в незнакомом жанре масштабной биографической драмы, с «Временем первых» можно только на уровне постеров, которые у обоих картин  невероятно похожи (если вообще имеет смысл это делать). В остальном, «Человек на Луне» ушел далеко вперед. И дело здесь не только в более профессиональных методах съемки, игре актеров или работе со светом. Сама идея у фильма Шазелла иная: он рассказывает не пафосную историю о великом подвиге американского гражданина, а документально воссоздает очень личный рассказ о человеке, которому было суждено сделать маленький шаг, оказавшийся огромным скачком для человечества.

«Человек на Луне» охватывает период жизни Армстронга с того момента, как у него умерла маленькая дочь, и до его высадки на Луну. Именно смерть дочери – самое страшное событие в его жизни, с которым не сравнится даже гибель близких друзей, сгоревших заживо во время испытаний «Аполлона-1». В фильме трудно обнаружить наглядные причинно-следственные связи между поступками Армстронга, так как его внутренний мир не вытаскивается наружу насильно, камера только смотрит со стороны. Реальный Армстронг был застенчивым, закрытым, почти безэмоциональным человеком. По воспоминаниям друзей, всегда сидел в углу и все подмечал. Райан Гослинг идеально попал в роль, поняв, что его герой ни в коем случае не должен быть пафосным. Он почти не говорит в кадре, но его состояние можно уловить по деталям, например, треснувшему в его руке бокалу, который он незаметно для себя сломал после сообщения о смерти друзей.

Без профессиональной актерской игры картина Шазелла просто бы не состоялась, так как практически весь фильм строится на крупных планах, снятых ручной камерой. Копируется документальная манера съемки и создается ощущение отсутствия режиссуры как таковой, словно история начинает жить сама по себе. Вместе с камерой зритель «влезает» в жизнь героев и начинает наблюдать за ними. Особенно остро это ощущается в семейных эпизодах, которые сняты на 16мм пленку, кажутся более «зернистыми» и напоминают семейную хронику.

Удивительно, что фильм про космос, который по природе своей должен быть масштабным и просторным, у Шазелла оказывается временами совершенно камерным, даже вызывающим клаустрофобию. Захватывающих красивых видов космоса в картине вообще мало, а те, которые есть, были взяты из архивов НАСА и обработаны при помощи современных технологий так, что понять где архивные съемки, а где нет, практически невозможно. Режиссер хотел показать не то, что можно увидеть со стороны, а то, что наблюдали сами астронавты, находясь в кабине. Возможности полюбоваться на космос у них в то время было не так много. С первых кадров фильма зритель погружается в реальность Нила Армстронга, вместе с ним несколько минут трясясь в крошечной дребезжащей кабине самолета. Сравнить состояние, которое испытывает при этом человек в зале, можно с напряжением, вызванным эпизодами в кабине пилота в «Дюнкерке».

Хотя все приемы нагнетания действия при помощи внештатных ситуаций, оставляющих героев запертыми в их жестяной банке-капсуле, повторяются из одного фильма про космос в другой, но в «Человеке на Луне» это сделано с такой документальной точностью благодаря помощи из НАСА, что отторжения они не вызывают. Напряжение по мере развития постепенно накапливается, как у Нила, так и у зрителя, и выплескивается только в тот момент, когда Нил открывает люк корабля и выходит на Луну. Тогда камера словно не выдерживает и вперед Армстронга вырывается наружу. А вместе с ней и зритель, неожиданно ощущающий себя действительно первым человеком на луне.

В фильме Шазелла нет заумных сентенций по поводу важности полета на Луну или сложных научных разговоров о том, как нужно этот полет проводить. Все это остается за кадром. Шазеллу интереснее всего, что те, кто участвовал в запуске «Аполлона» – это люди, просто ходившие на работу. Все живут разными жизнями: кто-то дантист, а кто-то работает космонавтом и летает на Луну. И для их детей то, чем занимаются отцы, совсем неудивительно: сын Армстронга в ответ на слова матери, что его папа летит на луну, спокойно говорит «хорошо» и просит отпустить его поиграть. Такая простая подача истории максимально снижает пафос происходящего, чему способствует и музыка Джастина Гурвица, в которой отсутствуют звуки торжественных духовых инструментов и чувствуется тонкий личный надрыв.

После высадки «Аполлона-11» стали говорить, что обычный человек, наблюдавший по телевизору, испытал это как собственное приключение. В XXI веке границы раздвигаются: «Человек на Луне» дарит возможность для кардинально новых переживаний: слетать на Луну вместе с Нилом Армстронгом. Благодаря фильму Шазелла космонавтика перестает ощущаться чем-то недоступным и далеким, а история оказывается рядом, совершенно близкой и осязаемой.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!