Первая реформаторская церковь — Кризис веры

В своих фильмах и сценариях знаменитый американский режиссёр, сценарист и киновед Пол Шрёдер неоднократно обращался к теме людей, находящихся на распутье между полной отчуждённостью и активной борьбой, направленной в сторону окружающего их общества, что не разделяет их взглядов. Таковым был травмированный войной Трэвис Бикл из «Таксиста», охваченный агрессивными патриотичными настроениями писатель Юкио Мисима из одноимённого фильма, даже страдающий от деменции и находящийся на грани рассудка герой Николаса Кейджа в испоганенном продюсерами «Умирающем свете».

В «Первой реформаторской церкви» Шрёдер снова обратился к своей любимой теме исследования человека на периферии сознания — но столь мощно ему не удавалось высказаться со времён сотрудничества с Мартином Скорсезе.

Маленькая туристическая церковь в провинциальном американском городке. Местный священник Толлер, страдающий от тяжёлого физического недуга, пытается наставить на путь истинный ярого защитника природы, агрессивно настроенного к окружающим. Когда тот кончает жизнь самоубийством, падре узнаёт о заговоре, который плетут местные промышленники, активно нарушающие все возможные правила экологии ради производства. Отчаяние умершего активиста передаётся Толлеру, и так находящемуся на краю своей веры.

Прежде всего во время просмотра в глаза бросается то, что камера в фильме 80 процентов времени статична, и кадры сменяются равномерно, как будто вводя зрителя в определённый эсхатологический транс, поддерживаемый общим состоянием главного героя. Мы становимся свидетелями постепенно развивающегося кризиса веры в человеке, который должен транслировать эту веру на окружающих. Хорошо знакомые с миром кино наверняка обратили внимание на завязку в духе «Причастия» Ингмара Бергмана, одного из его лучших фильмов, посвященных вопросам духовного разлома. Только Шрёдер облекает этот традиционный сюжет в мощную политическую подоплёку, когда жившему в спокойствии со своим внутренним миром человеку открывается огромная тайна существующего вокруг него заговора могущественных корпораций.

Но то, что начинается, как драма с уклоном в столь любимый на «Оскаре» протест против ущемления прав тех или иных категорий (на этот раз — экологических активистов), со временем превращается в пугающе достоверный психологический триллер. «Первая реформаторская церковь» — это холодное, обстоятельное исследование психики человека, потерявшего все ориентиры. Статичная, беспристрастная камера усиливает дискомфорт от осознания того, что зрителю рассказывают о до боли знакомых и пугающих вещах, которые оказываются ближе, чем можно себе представить. «Каким мир будет к 2050 году, святой отец?» — спрашивает застрелившийся спустя сутки после этого активист. Это так далеко — но столь неотвратимо, что становится страшно.

И ещё страшнее становится, когда мы наблюдаем за действиями отца Толлера, ощутившего близость этой ситуации и прочувствовавшего всю боль погибшего «пациента». В этом огромная заслуга Итана Хоука. Воплощённый им на экране священник Толлер — тот случай, когда ярче всего о персонаже говорит его молчание. В фильме очень много крупных планов, режиссёр буквально вторгается в интимное пространство персонажей, заставляя зрителя заметить каждое движение мышц лица, и порой даже не надо слов, чтобы стало ясно — перед нами уже совсем другой человек, что-то в нём изменилось. И это малейшее изменение, являющееся лишь верхушкой айсберга в трансформации характера, большая часть которого скрывается внутри персонажа, пугает особенно сильно — как внезапный шорох в полной тишине в пустом доме.

«Первая реформаторская церковь» — одно из самых тонких и искусно сделанных зрелищ, показанных на 40-м ММКФ. Как говорит священник Толлер, «в существовании на грани надежды и отчаяния и есть жизнь человека». В принципе, можно было и не пояснять — после просмотра фильма эта фраза сама приходит на ум и заставляет задуматься о многом, и для начала — хотя бы о том, насколько опасным может быть человек, который тихо скрывает своё отчаяние ото всех. В наше беспокойное время этот вопрос становится как нельзя более актуальным.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!