2019-й показал во всей красе всю мощь японского игростроя. Уже чувствуется усталость от нынешнего поколения в предвкушении следующего, но переходный год отнюдь не этот, а 2020-й. В прошедшем же году хватало проектов, за которыми было не зазорно провести десяток-другой часов и купить игру по полной стоимости на релизе.
10. Stygian: Reign of the Old Ones
Сергей Кондратюк: За тот год вышло несколько проектов по вселенной Лавкрафта разной степени проработки, но именно Stygian запомнился мне больше всего. Разработчики отлично передали атмосферу безумия, а многочисленные отсылки к различным произведениям согревают душу фаната Мифов Ктулху. К сожалению, не обошлось без проблем, которые остаются даже после серьёзных правок, а жаль, игра могла рассчитывать на куда большие лавры.
Алексей Тюренков: С самого первого показа Stygian не может не пленить тех, кто играет давно, кто любит классические изометрические RPG и особенно произведения автора рассказов о Ктулху. Я с творчеством мастера знаком плохо, но это не мешает погружаться в игру, в её бесконечное безумие и поражаться проработкой мира и важностью каждого принятого решения. У игры больше будущее в случае выхода на Switch и мобильных устройствах.
9. Baba Is You
Алексей Мелихов: Baba Is You — отличный пример того, за что мы любим инди-индустрию. Точнее сказать, за что мы её в том числе любим, причин для этого много. Из простой, но неочевидной концепции с решением головоломок через установку правил выжимают максимум, а игрок обманчиво думает, что заправляет на самом деле он. Визуал максимально простой, но запоминающийся и эффектный. Штучная игра, которую многие пропустили в погоне за гусём и другими инди-любимцами.
BABA
IS
WIN
8. Kingdom Hearts 3
Стас Погорский: Эта игра для серии — всё равно что «Мстители: Финал». Номерной триквел свел воедино десятки сюжетных линий не только игр основной серии, но и таких же важных спин-оффов (включая мобильные игры!) и в то же время стал для них развязкой. С этой безумно сложной сценарной задачей авторы справились, пусть могли и лучше — дали ответы на практически все вопросы, но лишили сюжет эмоций и жизни.
Зато как экшен-jRPG Kingdom Hearts III отличная: тут множество безумных трансформаций оружия, новая прокачка персонажей, командные комбо и даже возможность проехаться по лицу важного сюжетного босса диснеевским аттракционом (такая суператака). И выглядит всё это сказочно красиво — лучший виртуальный Диснейленд!
7. Star Wars Jedi: Fallen Order
Стас Погорский: Спустя 6 лет после получения эксклюзивной лицензии, EA наконец-то родила вменяемую игру по «Звёздным войнам»! Она не супероригинальна и лишь копирует самые популярные механики последних лет — от боевой системы Dark Souls до паркура Tomb Raider и исследования карт в духе метроидвании. Тем не менее тут реально почувствовать себя джедаем, как и обещал рекламный слоган. К тому же у игры огромный задаток стать классной франшизой: несколько ярких персонажей уже показали себя.
6. Resident Evil 2 Remake
Алексей Мелихов: Resident Evil 2 из тех ремейков, которые стремятся воссоздать не сколько оригинальную игру, столько ощущения от неё. То, какой она запомнилась поклонникам, игравшим во «второй резик» когда-то очень давно. В итоге получилась очередная победа Capcom — выверенная игра, сумевшая как привлечь новых людей, так и порадовать давних фанатов серии. Возможно, некоторым ремейкам (Меdi кашляет Evil кашляет) следовало пойти тем же путём несколько более вольного переосмысления.
Эдуард Голубев: Так вышло, что в 1998-м мне было всего два года, поэтому классику survival horror’а я догнал лишь сейчас. Я не могу сравнивать ремейк с оригиналом, но поездка в Ракун-сити, которую компания Capcom устроила всем нам в минувшем январе, стала самым пугающим игровым впечатлением за всю мою жизнь. Я так и не прошёл RE2 — страх бесповоротно пересиливает волю к победе. И для хоррора это наверное главная похвала.
5. Devil May Cry V
Сергей Кондратюк: Скажу честно, я не фанат DmC (который ребут). Идея интересная, конечно, и имеет право на жизнь, но после прохождения вдоль и поперёк четвертой части ждал продолжения именно приключений Неро. И как же круто получилось! Несмотря на присутствующую повторяемость локаций, DMCV — отличное продолжение в духе номерных частей, которое к тому же подарило нам множество мемов. А это дорогого стоит.
Алексей Мелихов: Серия вернулась в прежнее русло после яркого, но спорного ребута. Круг замкнулся — у руля снова Хидэки Ицуно, и даже сделана игра на движке RE Engine, впервые использованном в Resident Evil VII (а первый Devil May Cry, напомню, изначально разрабатывался как новая часть Resident Evil). Это снова замечательный character action с тоннами харизмы, пафоса, безумия и глубокой боевой системой. Не единственная победа за год у Capcom, которые сейчас явно в ударе.
4. Death Stranding
Эдуард Голубев: Мегаломанский, но в то же время камерный и точно самый личный проект Хидео Кодзимы со времён MGS3. Про Death Stranding сложно говорить. С одной стороны, эта игра (или игрофильм — как кому больше нравится) безусловно является знаковым событием для индустрии. С другой — её очень легко разобрать по кирпичикам так, что от цельной конструкции не останется и следа. В итоге, даже после прохождения я не смог до конца выяснить понравилось мне или нет. Но не поставить Death Stranding в топ если не лучших, то главных было бы объективно преступно.
Сергей Кондратюк: Странная игра, от которой ожидали большего, но получили что-то совсем не то. При этом не все претензии выглядят обоснованно, но одно можно утверждать точно: Кодзима нагнал достаточно много хайпа, но оправдать его стопроцентно не вышло. Кто-то боготворит эту игру за новаторские решения, а кто-то оспаривает их и доказывает, что все это мы уже видели и что гений промахнулся. Мне лично, по большей части, понравилось. При этом у игры хватает проблем, я не могу назвать ее самой лучшей, но у нее есть свои мгновения. Такие, за которые ее хочется любить. Не благодаря, а вопреки.
3. Sekiro: Shadows Die Twice
Алексей Мелихов: Возможно, новая игра Хидэтаки Миядзаки и отпугнёт тех, кого в серии Dark Souls привлекали вариативность стиля игры и подаваемый намёками сюжет, но это однозначно смелый и интересный проект. Sekiro похожа на «Соулзы» достаточно, чтобы опытные игроки в серию чуть ли не рефлекторно пытались применить прежний опыт — но отличается она настолько, чтобы наказывать за такое. Игра заставляет тебя принять свои правила, кем бы ты ни был, и научиться играть только по ним. А ещё там традиционно прекрасный дизайн уровней, быстрые ритмичные бои и красивые локации в не самом забитом сеттинге для этого поколения.
2. Disco Elysium
Сергей Кондратюк: Это откровение в чистом виде, ведь давно игры не удивляли меня настолько, как это сделала Disco Elysium. Эту игру хочется бесконечно хвалить и советовать каждому встречному: за безумные мысли, которые посещают главного героя; за ситуации, от которых то смеешься, то берешься за голову; за умные и красивые тексты в конце концов и за крутых персонажей, и за отличный сеттинг. В общем, вы уже поняли, что это моя личная игра года и пропускать ее я вам точно не советую.
Алексей Тюренков: Она получила 4 номинации на The Game Awards, попала в десятку лучших десятилетия журнала TIME и просто останется по итогам 2019 года как шедевр, который ничто не предвещало. Из куска камня вышло произведение повествовательного искусства.
1. Control
Стас Погорский: За Remedy я начал пристально следить совсем недавно — с их спорной Quantum Break. Когда увидел первый трейлер Control, обрадовался: было очевидно, что студия сделала духовную наследницу провалившейся игры, только без бессмысленных сериальных вставок и с горстью новых идей. Одна из крутейших составляющих игры — мир, вдохновленный SCP-Foundation. Объекты силы, похожие на научно-фантастическую крипи-пасту, журнальные записи, [УДАЛЕНО] документы — вот это всё.
Вторая причина крутости, не менее важная — шикарные суперсилы главной героини, включающие телекинез и уникальную-пушку трансформер. Ну и налет финского безумия в повествовании, куда уж без него.
Наконец, Control просто безумно красивая и стильная — мой технологический фаворит 2019-го.
Алексей Тюренков: Control сверхъестественным образом уделывает все AAA-проекты этого года, не являясь этой самой AAA. Игра выстрелила благодаря стилю, повествованию и просто игровым механикам. Своим существованием она доказывает, что для массового успеха можно обойтись без именитых актёров, крутой постановки и передовой графики. Важно то, как играется.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!