Джонас (Брентон Туэйтс) живёт в классическом мире плохо сложившегося будущего — нельзя врать, говорить плохие слова, нужно жить по расписанию и принимать инъекции, подавляющие эмоции и либидо. Со своими друзьями Фионой (Кэти Холмс) и Ашером (Камерон Монахэн) они проходят церемонию назначения, где старейшины (олицетворяемые Мэрил Стрип) избирают Джонаса получателем воспоминаний обо всём прошлом человечества. Дающий (Джефф Бриджес), седой и уставший старик, конечно, делится ими, но делает это слишком быстро и напористо, и Джонас пускается во все тяжкие.
Книга Лоис Лоури, экранизацией который является фильм, занимает важное место в американском школьном образовании. Совсем неплохая антиутопия учит подрастающее поколение тому, что мир прекрасен таким, какой он есть, и не нужно менять первоначальную природу человека, созданного для того, чтобы любить и чувствовать. Основный конфликт по замыслу писательницы происходит в голове Джонаса, неожиданно для себя расширяющего границы известного ему убогого мирка. Естественно, что для фильма это сделать крайне сложно (да и не хочется), и поэтому здесь всё поставлено как предсказуемая драма для подростков. Общая канва напомнит любому знакомому с жанром «Эквилибриум», только здесь он навязчиво адаптирован под этакие «Голодные игры» про борьбу с режимом. «Режим» здесь, между прочим, далеко не так кровожаден, люди не голодают, не страдают и вроде как живут в мире и спокойствии, точно в доме престарелых. Цель Дающего в этом обществе кажется противоречивой. Он, основываясь на своём опыте и знаниях, даёт советы старейшинам по дальнейшему изменению мира, что кажется несколько странным в условиях отлаженной и работающей системы, но ладно. С другой стороны, единственным возможным источником разрушения является именно он, для него здесь все условия: например, все сразу всё вспомнят, если Дающий пересечёт какую-то совсем не абстрактную, а почему-то вполне физическую границу воспоминаний. Нестыковки усугубляются игрой актёров. Если Стрип в амплуа строгой директрисы выглядит органично, а Бриджес в образе помятого носителя памяти — и вовсе отлично, то молодые артисты просто не понимают, что от них требуется. Туэйтс из них — самый вменяемый, и его Джонас плавно меняется от добросовестного мальчика со странностями до решительно настроенного вестника перемен. Холмс лажает фактически во всех сценах, а Ашер просто непонятный и проскочивший практически мимо действия персонаж, совершенно не привлекающий внимание. Тейлор Свифт же, кажется, появляется только для того, чтобы красиво сыграть на рояле. Главная фишка, связанная с картинкой — изменение её цветовой насыщенности. Режиссёрский замысел подчеркнуть перерождение Джонаса оказывается к месту: когда замечаешь первые изменения цвета волос Фионы, потом книг в жилище Дающего, ещё совсем лёгкие оттенки, глаз радуется. В общем же декорации по насыщенности находятся на уровне, хоть и не поражают великолепием. В результате история, рассказанная в книжке на, в общем-то, выдающемся уровне, так, что может впечатлить и взрослого, здесь опущена до уровня двенадцатилетних.
Стереотипные картины жизни человечества (индийские старики, парусные лодки на слепяще лазурном море, смеющиеся красивые дети), визуализирующие процесс передачи Джонасу воспоминаний, лишь напоминают о сомнительности идеалов, за которые борются герои: столько красоты, такой яркой и сочной, в жизни обычных людей не бывает. Конечно, эта система ужасна, но здесь убивают, точно так же не осознавая содеянное. Чувства и скрепляют людей, и разобщают их, но избавляться от них регулярными инъекциями, безусловно, удел жалких.
Однако порочность и ошибочность общества, в отличие от книги, в ужас не приводит, и в результате шокированными останутся только дети, которых, конечно, можно сюда сводить. Всё-таки Джонас, впервые поцеловавший подругу и заявляющий, что, мол, «Это ещё не всё, далеко не всё», так и не осуществляет обещанное.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!