Прощай, Кристофер Робин — Разрушенное детство

Винни-пуха и его друзей знают все. А вот историю их появления — уже чуть меньше. В предисловии советских/российских изданий сказок Алана Милна, конечно, объяснялось, что персонажей автор писал со своего сына Кристофера Робина и его игрушек, что Винни — это медведица в зоопарке, а Пух — лебедь. Однако нам сложно представить размах страстей по плюшевому медведю, охвативший англоязычный мир в 20-30-х годах XX века, ведь наших бабушек и дедушек это не затронуло. Что ж байопик «Прощай, Кристофер Робин» как раз воссоздаёт картины того безумия, чередуя притчу о внезапной славе с величественными пейзажами английских лесов.

Писатель Алан Милн (Донал Глисон) и его элегантная, но немного стервозная жена Дафна (Марго Робби) после рождения сына переезжают за город. Милн вернулся с Первой мировой войны, но теперь страдает от ПТСР — любой громкий шум вызывает у него ужасные воспоминания о боях. На природе он надеется в спокойной обстановке поработать над антивоенным романом, пока сыном занимается няня Оливия (Келли Макдональд), фактически заменившая тому мать. В какой-то момент обстоятельства складываются так, что мужчины остаются в доме одни на несколько дней. Чуть ли не впервые тесно пообщавшись и поиграв с сыном, Милн-старший понимает, какую книгу на самом деле надо написать. Его желание подарить британцам радость и надежду после войны осуществляется даже слишком успешно.

Сосредоточившись на истоках «Винни-пуха», режиссёр Саймон Кёртис снял в целом стандартный байопик о писателе: творческий кризис, непонимание родных, затем озарение и пожинание плодов внезапной славы. Разнообразие в ровное действо вносят сцены, смешивающие реальное и воображаемое: видения Милна о войне, снег посреди лета. Манипулирование зрителем хоть и есть, но без впадания в крайности: сценарий ни разу не загонит героев в абсолютное отчаяние, но и не подарит им столь же абсолютной радости.

Немало внимания уделено фигуре Билли Муна (так Кристофера Робина называли в семье). Мальчик умён не по годам и временами выглядит больше проводником мысли режиссёра, чем полноценной личностью. Впрочем, о личности ребёнка забывают и его родители, едва слава Винни-пуха разрастается до международных масштабов. Семью более чем устраивает, что малыш Билли Мун становится Кристофером Робином — ожившим персонажем книги, с которым хочет повидаться каждый. Мы знаем, что «гармония мира не стоит слезинки ребёнка», но счастливое детство с любящими родителями оказывается более подходящей монетой, которой легко заплатить за радость нации в послевоенные годы.

Байопик распадается на две линии. Одна — о жизни после войны, другая — о ребёнке, чьё детство разрушают прямо сейчас его же собственные родители, не замечая, что творят. Под эту идею уж слишком заметно подгоняются некоторые события: конфликт порой возникает лишь потому, что Дафна Милн отпускает особо неуместную ремарку или даёт волю английскому снобизму. С другой стороны именно она и дарит сыну плюшевых зверей, ставших прообразами героев «Винни-пуха». Таким образом фильм подводит к мысли, что не будь в семье энергичной Дафны, не было бы ничего и Алан Милн так бы мучался над рукописью пацифистского романа «Мир с честью». Скорее всего так получилось ненамеренно — сюжету попросту требовалась движущая сила, иначе бы на экране нечего было показывать, кроме величественных английских пейзажей.

Ближе к финалу истории не случится никакого катарсиса: просто двое взрослых мужчин поговорят друг с другом начистоту, куда же их завёл «этот проклятый медведь». Несмотря на семейность и рейтинг 12+ это фильм для тех, кто когда-то давно читал «Винни-пуха», но не для тех, кто растёт на нём сейчас. Не все дети ещё готовы осмыслить, из какого сора растут сказки.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!