Хэппи-Энд – Умри, но сдохни

Такое ощущение, что «Хэппи-эндом» Михаэль Ханеке расписывается за исчерпание собственного творческого потенциала. Отдав всего себя зрителю на растерзание в своём самом скромном и одновременно самом личном фильме «Любовь», лучший австрийский режиссёр современности словно не знает, что ему делать дальше. И строгает реминисценции к своим прошлым картинам. Оставаясь при этом гениальным знатоком тёмного в людях, но будто утратив дар говорить человечно о бесчеловечном, став персонажем собственной киновселенной.

Зритель становится свидетелем медленного, но необратимого распада традиционного современного буржуазного семейства. Патриарх рода ненавидит всех и даже не помнит, как выглядит его внучка. Та, в свою очередь, цинично снимает на камеру смерть хомячка, которому подложила в еду антидепрессанты матери. Дядя девочки женат, но крутит грязные игры с развратной пианисткой на стороне. Его сестра – циничная мразь, одержимая лишь материальным благополучием. А её сын схалявил и в итоге допустил грандиозный обвал на стройке, где работает прорабом. В общем, с этого обвала и начинается падение богатого семейства людей, где никто никого не любит.

Проблема «Хэппи-энда» как раз в том, что даже при не самом большом хронометраже он смотрится бесконечно долго. Причина – все заявленные сюжетные линии не составляют связное кинополотно, а провисают и тянут перегруженный событиями и персонажами фильм на дно не слишком мудрёных сарказмов и цинизма. Ханеке постарел: он пытается собрать в кучу все мысли, что трогали его душу на протяжении почти тридцати лет режиссуры, но путается в них и сбивается прямо по ходу повествования. «Хэппи-энд», к сожалению, больше напоминает набор новелл, сплетённых вокруг стержневой идеи о том, что человек – штука, откровенно говоря, довольно мерзкая, и единственное спасение от самого себя – смерть.

Довольно неожиданно, если учесть, что даже в самых мрачных картинах Ханеке всегда проглядывал лучик света и они не превращались в сплошную чернуху и безысходность. Да что уж там, даже в самом невесёлом его фильме «Забавные игры» хотелось переживать, по крайней мере, за судьбу главных героев – семья, подвергнувшаяся нападению подростков-садистов, по крайней мере отчаянно боролась за жизнь друг друга. В «Хэппи-энде» же действительно никто никого не любит, и это довольно печально: складывается ощущение, что Ханеке разуверился в том, что сам столько лет проповедовал зрителю.

Это несмотря на то, что все претензии хочется высказать непосредственно самому режиссёру в контексте его предыдущих работ, но не в контексте отдельных положительных моментов в фильме. Ханеке, безусловно, ударился в крайнюю рефлексию, как Тарантино в «Омерзительной восьмёрке», как Пазолини в «Сало, или 120 дней Содома», как Триер в «Нимфоманке», как любой гений, в определённый момент уже не способный отделиться от мира, созданного им самим. И если мы возьмём «Хэппи-энд» и оторвём его от имени создателя, то обнаружится, что в этой невесёлой комедии действительно есть, на что посмотреть. Например, великолепные работы актёров, особенно великого Жана-Луи Трентиньяна и неизменно прекрасную Изабель Юппер, которые, правда, не идут ни в какое сравнение с мощью образов, сыгранных ими в «Любви» и «Пианистке» соответственно.

Самый светлый (и одновременно самый мрачный) момент в фильме – это концовка, к которой аккуратно подводит название фильма. Вот там действительно сплетаются все мотивы, закладываемые режиссёром в свои фильмы: расовая нетерпимость, непреодолимая тяга к смерти, расслоение общества, чванство буржуазии и непоправимый вред технического прогресса. И кажется, что после такого «хэппи-энда» и такого фильма от Ханеке, к сожалению, не остаётся ждать ничего в дальнейшем, кроме скепсиса и непрошибаемой мизантропии.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!