I am Setsuna — Снежными тропами ностальгии

Square Enix будто решила исправиться за одинаковые Final Fantasy и создала подразделение Tokyo RPG Factory, призванное вернуть классические JRPG ностальгирующим игрокам. Первый пробный камень — I am Setsuna вышел в начале 2016 в Японии, а в середине лета добрался и до Запада.

В далёком снежном мире есть только один верный способ остановить полчища монстров: девушка, обладающая огромной магической силой, отправляется из островной деревни в путешествие на край света, чтобы принести себя в жертву. Обычно после этого следует спокойствие на 10 лет, но не успел срок в очередной раз истечь, как в обитаемых землях снова стало неуютно. Тогда жители острова решают отправить в паломничество дочь предыдущей жертвы — юную Сэцуну. Но чтобы добраться до нужного места в целости и сохранности, нужна охрана. От города к городу свита растёт, собирая совсем уж разнообразных персонажей: от наёмника, присланного убить девушку, до наследницы давно исчезнувшего королевства.

Главное, что следует помнить, садясь за игру, — это действительно классическая JRPG, точь-в-точь как в 90-е, только в 3D. Подсознательно ищешь переключатель в 16-битный «оригинальный» режим, но его нет. Зато есть секретная локация с разработчиками, как в Chrono Trigger. А также монстры видны на карте, как в Chrono Trigger; в бою можно использовать комбо, как в Chrono Trigger; даже злодей с косой, как в Chrono Trigger — источник вдохновения очевиден и его не скрывают, но реверансы в сторону других игр Square тоже имеются. I am Setsuna настолько скроена из ностальгии, что собственное её лицо теряется за постоянными приступами дежавю.

Лицо у игры при этом есть и даже симпатичное. Персонажи с концептов toi8 аккуратно превращены в маленькие лупоглазые фигурки, золотистая листва деревьев волшебно смотрится под снегом, монстры скорее милы, чем страшны. Но уже часа через два-три игры понятно, что ей отчаянно не хватает разнообразия. Скорее всего вкладывать много в первый проект на полностью оригинальном материале и не собирались — всё-таки затраты на создание новой студии и одновременно ААА-игры сразу бы не окупились. Однако если в JRPG 90-х неказистый вид был вызван больше техническими ограничениями, то в I am Setsuna выглядит бедно отчасти из-за невысокого бюджета, отчасти от недостаточных усилий разработчиков как-то выкрутиться. Здесь есть несколько локаций, точно созданных просто для красоты и не задействованных ни в каких квестах. Но снежные пейзажи не сменятся внезапно островками зелени, деревни по крупному счёту отличаются лишь планировкой, музыкальные темы однообразны, а сюжетным линиям персонажей не хватает какого-нибудь заключительного аккорда перед главной битвой. Последнюю проблему отчасти пытаются решить короткие побочные квесты, которые доступны после разговоров с определёнными NPC ровно перед финалом. Хоть они и добавляют немного информации в сюжет, но этого всё равно слишком мало. I am Setsuna остаётся весьма камерной и, несмотря на наличие нескольких неожиданных поворотов, всё равно не выходит на масштаб полноценных JRPG, где поход на ярмарку оборачивался спасением мира сквозь время и пространство. Игра старается держать меланхоличную грустную атмосферу, а потому избегает слишком сильных потрясений и перестановок с ног на голову.

И ещё немного красивых, но спойлерных скриншотов Показать

Нужно смириться с тем, что I am Setsuna короткая, и получать удовольствие. Если вы раньше не играли в японские RPG, то это неплохой способ быстро познакомиться с их основными элементами. Отыгрыш по-японски: главный герой сам не общается с другими персонажами, но время от времени вам предлагают выбрать для него реплику, которая ни на что не повлияет кроме пары строчек ответа. Вызов: в лучших традициях JRPG все необязательные боссы особенно сложны и требуют тщательной подготовки в отличие от сюжетных, которых в основном можно пройти, не особо прорабатывая тактику. Собирательство: чтобы использовать комбо в бою, нужно иметь соответствующие скиллы у двух-трёх персонажей; чтобы получить скиллы, нужно раздавать персонажам магические камни; чтобы купить магические камни, надо продавать выпадающие с монстров предметы; чтобы получить особенно редкие предметы, надо убить монстра атакой определённого типа. Таким образом, при 100% прохождении игра может растянуться с 15-20 часов до 30-40.

Управление не особо дружелюбно. Передвижение ещё повешено на привычные кнопки, а вот перемещение по инвентарю совершенно неинтуитивно. Спасает или переназначение кнопок, или игра с геймпадом. И не прокликивайте вначале объяснения, как что работает в игре — далеко не все из них можно прочитать заново, а то, что можно подсмотреть в журнале, не упоминает управление. Так, например, можно пропустить, какой кнопкой включать Моментум и что он делает. Некоторые утверждают, что прошли всю игру, почти им не пользуясь, но он существенно облегчает жизнь, позволяя добавить к атакам и скиллам дополнительные эффекты или урон. Точно так же упрощает драки и заход к монстрам с тыла — случайных битв тут нет, все противники видны на карте, а внезапное нападение даёт партии преимущество. При наличии в запасе скиллов, позволяющих с первого хода уничтожить любое количество простых мобов, пробег по локациям заметно ускоряется. Хотя бы в этом плане игра не настолько утомительна, как классические другие японские RPG со случайными боями.

I am Setsuna — это игра, которую можно полюбить скорее вопреки, чем за какие-то выдающиеся достоинства. У неё нет масштаба JRPG, которым она подражает, да и многое мы уже где-то когда-то видели. Но если Tokyo RPG Factory не закроют после первой же неудачи, то у нас есть шансы увидеть более проработанную игру. И вот её-то ждём.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!