Дитя робота — Рука, качающая колыбель

В пятидесятых годах двадцатого века психолог Гарри Харлоу проводил опыты над детёнышами обезьян, выясняя, нужна ли вообще ребёнку мать, или люди просто слишком сентиментальны. Оказалось, что даже простая железка с подогревом, тёплая, как мама, ценится малышами больше, чем кормушка. Эксперимент назывался «Природа любви».

Грант Спьютор в своём первом полнометражном фильме пошёл в фантазиях о природе любви дальше, дав голос и второй стороне. Его «железка с подогревом» — полностью автономный мыслящий робот Мать, чья цель — вырастить в бункере новое человечество и заселить выжженную постапокалиптическую Землю. Однако пока Мать лишь учится своим обязанностям и не спешит заводить большую семью, уединённо живя лишь с одной Дочерью.

Всё идёт прекрасно, пока в бункере не появляется раненая женщина. Теперь Дочери нужно решить, кому она верит, и чего она хочет. Хотят ли её выманить наружу к врагам? Или наоборот, держат под землёй обманом?

Каждая история о детях и родителях, это во многом история сепарации: дети вырастают, встают на ноги и идут за своей собственной судьбой. Но возможна ли сепарация в мире, где мира в общем-то и не осталось?

Спьютор не стал заигрывать с популярной темой о бедненьких человечненьких роботах, которые ничем не отличаются от нас. Его Мать — сорокакилограммовая железяка, похожая на изделия Boston Dynamics. Иронично, но из неё можно составить двух полноценных родителей: тело Матери играет Люк Хоппер, а её нежный голос — Роуз Бирн. Есть в этом символизм: Мать — не женщина и не мужчина, а машина, выполняющая свою миссию. Проблемы этики и человечности ложатся на Дочь (Клара Ругор), воспитанную честной, ответственной и идеальной. Это делает подростковый бунт ещё труднее, ведь идеальные девочки не бунтуют. Но благодаря сочетанию её неумения лгать с умом и изобретательностью, наблюдать за тайными схемами Дочери особенно интересно. Она волнуется и ошибается, и это создаёт ровно столько напряжения, чтобы болеть за неё, когда она находит выход.

Третья сторона этого архетипического треугольника, Женщина (Хиллари Суонк), неприятная и дикая, не вызывает сочувствия, но разве всегда правда бывает красивой, причёсанной? Если, конечно, её слова — правда. Ведь иногда жестокость тоже любит маскироваться под честность, «правду-матку».

Этот камерный ансамбль из двух с половиной женщин накаляет обстановку в бункере до предела. Не так важно, насколько предсказуем сюжетный поворот — важен процесс, путь, которым до него добираются. И этот путь захватывает. Чувствуется, что здесь всё честно: не будет оптимистичного хэппи-энда, нельзя просто так всем взяться за руки и радостно уйти навстречу солнцу. Дочь должна выбрать. И она выберет.

Временами кажется, что действие замедляется, растягивается, но ни одна сцена не пропадает зря. «Дитя Робота» — крепкий, щекочущий нервы научно-фантастический триллер, достаточно философский чтобы не быть жанровой пустышкой, но при этом не отягощённый ни заумью, ни сентиментальностью.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!