Я, Дэниел Блэйк — Man versus State

В жизни простого английского плотника Дэниела Блэйка (Дэйв Джонс) явно наступила черная полоса. Сперва после продолжительной болезни умерла его жена, затем на работе у него случился сердечный приступ, но это было только начало. Главное испытание для него началось тогда, когда государство решило вынести свою строгую оценку его физическому состоянию для того, чтобы решить, надо ли платить пособие по безработице человеку, если он, например, может спокойно пройти 100 метров или дотянуться до верхнего кармана куртки. Как можно догадаться, ничего хорошего из этого не вышло.

20000373_82582_still_8_s-high

Несмотря на то, что в нашем прокате фильм «Я, Дэниел Блэйк» проходит под довольно-таки отталкивающим простого зрителя титулом «триумфатор последнего Каннского кинофестиваля», возможно, это первая картина англичанина Кена Лоуча, которая должна быть понятна всем и каждому. В каком-то смысле это и не кино вовсе, а некий манифест, предостерегающий всех нас от ужасов бюрократического аппарата, разросшегося в европейских странах до какого-то катастрофического масштаба. В руках простых белых воротничков судьбы целых десятков людей и их беспощадные стандарты обслуживания как будто специально сделаны для максимального усложнения жизни простого человека.

cannes-review-ken-loachs-personal-and-touching-i-daniel-blake

Причем поначалу лента воспринимается довольно легко, английский режиссёр здорово обезоруживает зрителя, показывая все ситуации, в которых оказывается герой с хорошо осознанным юмористическим подходом. Вот только этот смех, безусловно, будет нервным — вряд ли каннское жюри выдало аж три свои награды (в том числе и самую главную) картине, где всё закончится хорошо. Тем более, как уже было сказано ранее, проблему мистера Блэйка понять будет достаточно легко, не важно, живешь ли ты в суровом английском Ньюкасле или в Санкт-Петербурге с Москвой. Каждый из нас, так или иначе, сталкивался с отвратительной стороной общения с государственными служащими. Эта могла быть налоговая, жилконтора, городской суд или телефонная компания. В масштабах большого социально развитого государство нет ничего страшнее, чем маленький человек, наделенный хоть каким-то подобием власти.

20000373_80690_still_3_s-high

Самое удивительное, что, несмотря на определенную напряженность и злободневность темы, кино почти до самого конца не стремится погрузить вас в максимальное чувство тоски и безнадеги. Даже дополнительная сюжетная история, связанная с молодой матерью Кейти, с которой Блэйк знакомится в центре занятости, вопреки очевидным острым углам остается сглаженной, ибо в подобных вещах иногда не нужно идти до конца, ведь достаточно всего пары зарисовок, дабы человек в зале домыслил для себя все остальное.

20000373_82586_still_10_s-high

Поэтому в финале никто не кричит и не выходит протестовать на улицу. Тот самый эмоциональный взрыв тушится горькими слезами, потому что реагировать как-то по-другому на восхитительную игру Дэйва Джонса, для которого фильм фактически дебют в большом кино, совершенно не получается, а легальное решение самой главной проблемы как не было так и нет. Простая расстановка сил, что государство слишком много себе позволяет в устах Лоуча звучит не как марксистский призыв к классовой борьбе, а просто убийственная констатация факта, с которой придется жить каждому, кто посмотрит этот фильм. Жаль только, что истории, когда художественное произведение могло совершить настоящий переворот в реальности так же скорей всего является плодом вымысла. Поэтому если бездушная бюрократическая машина вполне легко справляется с сотнями таких людей, как Дэниел Блэйк, каждый день, ей не составит труда «перемолоть» и социальную драму о них, пусть и от режиссера обладающего 15 (!) наградами Каннского кинофестиваля. Ведь даже он в обычной статистике всего лишь номер социального страхования.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!