#IAmOnBoard2015: Игровые актёры озвучки в битве за признание

Если вы хоть сколько-то следите за игровым Twitter, то в последние дни мимо вас точно пробегали хэштеги #IAmOnBoard2015  и #PerformanceMatters. За этими двумя наборами букв прячется небольшая игровая революция, призванная сделать труд людей, которые дарят голоса почти всем персонажам игр, хорошо оплачиваемым и уважаемым как в индустрии, так и за её пределами.

Для начала давайте разберёмся в сути проблемы, так как эта кухня часто скрыта от глаз простых игроков. Так повелось ещё с анимации (откуда пришла львиная часть игровых актёров), что гонорары в «безликой» индустрии в десятки и сотни раз меньше, чем даже у третьесортных актёров голливудского кино. Как показывает пример Destiny, многомиллионный актёр из популярного сериала далеко не всегда так хорош, как профессионал своей сферы, легко входящий в роль. (Честно говоря, Нолан Норт столь естественно изменил образ Ghost’а, что былое отторжение даже к дурацким репликам пропало напрочь). В индустрии давно сформировались если не суперзвёзды, то вполне себе известные даже глухим игроками имена — Нолан Норт, Трой Бейкер, Дженнифер Хейл, Хлоя Блэк и другие, список можно продолжать. Однако по меркам индустрии эти люди не могут похвастаться высокими гонорарами, хотя в последние 5-7 лет их объем работы существенно вырос. То же касается и ответственности исполнителей перед игроками. Давайте поясним.

Рука Бастилы Шан, Наоми Хантер и ФемШеп, которая только что подписала заявку на страйк.
Рука Бастилы Шан, Наоми Хантер и ФемШеп, которая только что подписала заявку на страйк.

Во-первых, актёр игровой озвучки подписывает контракт не на одну, а на несколько ролей сразу. Эта практика тоже пришла из анимации. К примеру, Нолан Норт или Трой Бэйкер — это не только актёры главных ролей, но и голоса многих NPC в этой же игре. Во-вторых, объем работы: озвучание игры это не 15-20 дней в комфортном трейлере, а безостановочная серия рекординг-сессий многих часов озвучки для динамически переписываемого сценария. Просто представьте, какой это ад — подарить голос играм-гигантам типа Dragon Age: Inquisition.

Самый важный сдвиг, который произошёл с этим «болотом» в последние годы: актёры озвучки стали просто актёрами. Во многом благодаря выросшим потребностям графики сейчас, как минимум для основных персонажей, мимику актёров снимают прямо во время работы, а некоторые студии задействуют кудесников микрофона даже в Motion Capture. При этом зарплаты в индустрии поменялись очень незначительно: даже титульные актёры никогда не рассчитывают на процент от продаж продукта (хотя это нормальная практика в том же Голливуде), да и в продвижении игры они участвуют в самую последнюю очередь.

Попытка поменять ситуацию вылилась в официальные действия со стороны SAG-AFTRA — профсоюза, который объединяет 16 тысяч певцов и актёров, в том числе актёров озвучки. Способ знаком до боли — забастовка. К (возможной) стачке уже присоединились Дженнифер Хейл, Дэвид Хейтер, Тара Стронг и многие другие члены SAG-AFTRA. Здесь стоит сделать очередную ремарку: бастовать будут только представители профсоюза SAG-AFTRA (многие актёры озвучки вообще не состоят в какой-то определённой гильдии, а многие вообще живут за пределами США, в Канаде или Соединенном Королевстве), так что остальные коллеги поддержат деятельных собратьев морально.

Во что реально это может вылиться, пока сказать трудно. Индустрия вполне может прогнуться, и до по-настоящему серьезных проблем дело просто не дойдет. Если же наниматели продолжат гнуть свою линию, это выльется в переносы и задержки разрабатываемых игр, так как бывает, что роль пишется под конкретных актёров. И каким бы лёгким ни казалось мастерство озвучки со стороны, действительно высококлассных профи в этой индустрии несоизмеримо меньше, чем в кино. Мы будем следить за развитием ситуации.

UPD: Стали ясны условия профсоюза SAG-AFTRA и обстоятельства, при которых состоится забастовка. Для начала стачки требуется одобрение 75%  участников гильдии. Актёры озвучания хотят получать бонусы за роли, которые требуют интенсивно напрягать голос (крики, рыдания, разговоры на повышенных тонах), более чёткое разграничение терминов «озвучание» и «захват движения» (то есть, очевидно, доплата за motion capture, который часто падает на исполнителей в качестве бесплатной добавки) и бонусы за свои заслуги, если игра продастся тиражом более 2 миллионов копий. Если подумать, не самые страшные и вполне логичные просьбы, особенно про бонусы за крики и прочие громкие роли, где можно сорвать связки, которые буквально кормят исполнителя.

Известный актёр Уил Уитон, который успел поработать в озвучании, написал достаточно большой пост в поддержку #IAmOnBoard2015, который завершил надеждой на то, что забастовка не потребуется вовсе.

Стоит отметить, что переговоры между исполнителями и заказчиками проходили ещё в феврале этого года, но как мы видим по сентябрьской активности, кончились ничем.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!