Алан Тьюринг, без сомнения, выдающийся человек. Благодаря нему мистер Томас Андерсон (более известный как Нэо) оказался внутри программы Матрицы, а юный Хиро Хамада сконструировал для себя очень полезного робота и просто верного друга – Бэймакса. Дело в том, что Тьюринг участвовал в разработке одного из первых компьютеров и создал общую теоретическую базу, легшую в основы развития компьютерной техники как отдельного явления. И если для кого-то Стив Джобс – икона в мире цифровых технологий и отец многих «умных» устройств, то можно смело назвать Тьюринга одним из патриархов всего компьютерного движения.
Во время Второй мировой войны Алан занимался разгадкой немецкого метода шифрования «Энигма», который препятствовал Антигитлеровской коалиции получить доступ к секретным данным противника. Именно эти события и стали сюжетным стержнем фильма «Игра в имитацию». Тьюринг здесь — знатный эксцентрик и вообще малопонятный «простым смертным» гений (вспоминается, по понятным причинам, другой персонаж Камбербэтча Шерлок), который пытается не только разгадать машинный шифр далекого врага, но и как-то элементарно научиться общаться с людьми из своего окружения. Так или иначе, простой разговор оборачивается для него своеобразной трудной криптограммой (чего уж там говорить про непостижимые загадки флирта?). Поэтому герою приходится полагаться на человечность собственного окружения, смирять эго и учиться азам работы в коллективе. История персонажа становится очередным доказательством того, что и от самой неприглядной белой вороны можно ожидать великих свершений.
События картины очень динамичны, а сюжет, благодаря нестандартной личности главного героя, получил мощный инструмент генерации преинтересных диалогов и забавных ситуаций. Камбербэтч в роли Тьюринга прекрасен – он буквально очаровывает своей игрой и харизмой. Причем ему удалось сыграть не второго Шерлока, а именно нового персонажа, да так, что его актерскую работу заслуженно номинировали на «Оскар». Отлично справилась со своей задачей и Кира Найтли. Отдельно хочется выделить Марка Стронга в роли матерого агента МИ-6.
Стоит отметить, что упор на событийность сделал развитие отношений между героями слишком пунктирным. Грубо говоря, вот Алан серьезно не ладит с коллегами, вот он приносит им гостинцы, еще одна забавная/оригинальная сценка, и они уже хорошие приятели. Впрочем, режиссер Мортен Тильдум бойко и интересно рассказывает свою историю, и подобные моменты не сильно портят впечатление.
Особенно поначалу картина смотрится легко (будет где улыбнуться или даже рассмеяться), но постепенно к финалу краски все больше сгущаются, чтобы наконец поставить жирную черную точку в истории Алана. Дело в том, что события с расшифровкой «Энигмы» в 40-х происходят на фоне второго сюжетного пласта – ареста Тьюринга за гомосексуальную связь спустя десятилетие.
И, конечно, я не Мортен Тильдум, но в этом тексте будет тоже два пласта. Да, Алан Тьюринг был геем. (Сразу скажем, что «Игра» не мужской вариант «Жизни Адель» с ее постельными сценами – картина ведь снималась с расчетом на семейную аудиторию.) Алан -выдающийся человек и, судя по фильму, многое сделал для окончания войны. Нет смысла сейчас его за что-то осуждать, и можно только жалеть о его печальной кончине (как и любого человека вообще можно понять и пожалеть). Однако понять человека — это еще не значит принять любой образ его мыслей, его любое поведение. Или тогда вообще очень многое придется принять, чему рад не будешь — мало ли к чему сейчас просят относиться толерантно?
Вообще же, надо уметь отделять конкретного человека от того наносного отрицательного, что в нем есть. И поэтому, вне зависимости от его ориентации, к человеку можно относиться нормально.
Фильм тасует одновременно понятия героизма, гениальности, эксцентричности и гомосексуализма. И он успешно справляется со своей задачей представления последнего под видом даже не эксцентризма, а этакого приемлемого различия, какое всегда возможно между разными людьми. Есть же, например, не блондины-брюнеты, а рыжие? Вот такие вот «рыжие» и есть люди нетрадиционной ориентации по местной логике.
«Игра в имитацию» заканчивается как документалка статистикой. Этим фильмом Великобритания очень просит прощения перед своими гражданами нетрадиционной ориентации, пострадавшими от гонений в минувшие времена. И тут ничего не скажешь, ведь жестокость и насилие действительно не выход из ситуации, а лишь очередной виток проблем. Однако и подобный резкий переход от «кастрируй и сажай в тюрьму» к «плодитесь и размножайтесь» удачным не назовешь – проблему искусственно перевели в ранг обыденных явлений.
Причем, еще один недостаток картины заключается в том, что в угоду пафосу вышеуказанной сюжетной линии принесены реальные факты из жизни ученого. Алан на самом деле особо не скрывал своей гомосексуальности, а, значит, например, невозможна была ситуация, в которой он поддавался шантажу советского шпиона. В реальности они не то, что не работали вместе, — им трудно было даже случайно пересечься.
Британские ученые уже в те годы были довольно либеральны и Тьюринг мог даже свободно выражать своим коллегам знаки особого внимания. Помощница Алана по разгадке шифра Джоан Кларк знала, что ученого тянет к мужчинам; и их вполне реальные, кстати, отношения едва ли можно было рассмотреть под углом, продемонстрированным в картине, где Алан врет девушке, чтобы та осталась в Блетчли-парке. В реальности эти двое по-настоящему встречались, затем ученый сделал девушке предложение и на следующий же день добавил, что имеет «гомосексуальную склонность». Причем, новые детали не изменили решение Джоан по поводу данного накануне согласия выйти за Тьюринга замуж (через какое-то время сам математик отказался от женитьбы).
Фильм посвящен трудному положению гомосексуалистов в Британии XX века, и ему, конечно, удобно показывать Тьюринга скрывающимся и боящимся. Но давайте запомним, что реальному Алану просто не зачем было продавать свою родину или водить за нос Джоан – картина просто играет со зрителем по своим правилам. При этом, получается, что биографическое полотно неоправданно выставляет своего же героя в дурном свете.
Не менее интересна в плане игры со зрителем идея о «великом» британском вкладе в победу над Гитлером. Нет сомнения, что вклад борцов с шифровальной машиной в общую копилку значителен, и было спасено множество жизней. Однако ключ к «Энигме» не был таким уж золотым ключиком, как его нам подают. На Восточном фронте, например, захватчикам стало очень жарко (вспоминаем Сталинград) и без помощи Тюринга и его команды мозголомов, подоспевших с расшифровкой лишь к декабрю 1942 года.
И даже после падения шифра использование получаемых данных не было застраховано от того, что командование самих же Союзников порой с недоверием относилось к этим «разведподаркам». Фельдмаршал Монтгомери, допустим, понадеялся на собственные соображения вместо предлагаемых сводок и сбросил парашютно-десантную дивизию в Арнем, где «неожиданно» оказались два танковых соединения Германии, которые ее и уничтожили. Сами же немцы не всегда использовали радиосвязь, и заметную часть сообщений передавали по телефону, телеграфу или вообще фельдъегерями.
Фильм «Игра в имитацию» — кинематографический памятник не только Алану Тьюрингу (которого, в общем-то, оскорбили) или его вкладу в борьбу с Германией (который определенно раздули). В основном, это мемориал, посвященный британскому гей – движению. И, честно говоря, есть некоторый соблазн прибавить фильму баллов ради, например, отличного Камбербэтча или волшебной музыки Александра Деплы. Но так как за этими достоинствами скрывается не что иное, как «право» на извращение и игра со зрителем по собственным правилам – нет тут прощения. Этот поступок будет лишь растратой оценок и совести.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!