Девочка Райли живет в Миннесоте, любит хоккей, маму с папой и друзей. Всё это метафорически отражено у неё в голове: в виде островов, соответствующих разным сторонам личности и соединённых с мозговым центром, в котором разные эмоции управляют всеми действиями ребёнка. Эмоций пять: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Однажды случается ЧП, и Радость вместе с Печалью пропадают в лабиринтах долговременной памяти, причём в очень сложный жизненный момент: Райли переехала из любимого дома в Сан-Франциско, который ей сразу не понравился, и лишилась сразу всего, что так любила.
Pixar традиционно считаются лучшими сказочниками и мультипликаторами в индустрии. В фильмографии студии есть и судьбоносные картины, изменившие кинематографию навсегда, как «Корпорация монстров», и отличные коммерческие проекты, такие, как «Тачки» или «Храбрая сердцем». От Pixar всегда ждут такие фильмы, которые будут вызывать взрыв эмоций: трагичный и мощный «Вверх», исчерпывающее высказывание о взрослении и прощании с детством «История игрушек 3». В случае «Головоломки» в режиссёрское кресло сел Пит Доктер, ключевой сотрудник Pixar, который имеет один «Оскар» за «Вверх» и еще четыре номинации на премию, автор, как мне кажется, лучших мультфильмов корпорации. «Головоломка», безусловно, очень личный фильм для автора: штаб-квартира Pixar расположена в Сан-Франциско, а сам он родился в заснеженной Миннесоте, и ему когда-то тоже пришлось испытать на себе болезненный переезд.
Это, возможно, сценарно самый сложный мультфильм студии. Параллельно идут две сюжетных линии: одна в реальном мире, а другая в голове Райли, неуловимо похожей на Бу из «Корпорации монстров» (Доктер вдохновлялся, глядя на то, как взрослеет его дочь). В реальной жизни Райли сталкивается с первыми серьезными жизненными трудностями и погружается в депрессию. В голове это отображено несколько метафорично: вместе с Радостью и Печалью в глубинах памяти затерялись и ключевые воспоминания Райли. Как её чествовали всей командой после хоккейного матча, как она каталась на тачке и представляла, что это ракета, а с ней её воображаемый друг Бинга-Бонга. Так её личность, всё, что составляет Райли, на время исчезает под гнётом обстоятельств.
Главные герои — это всё-таки не Райли и её родители, а эмоции. Радость, озвученная в оригинале Эми Полер (персонаж очень напоминает Лесли Ноуп из «Парков и зон отдыха»), главенствует в мозговом центре, но и другие эмоции часто берут верх над ней (прямо как в жизни, да?). Радость, Грусть, Страх и Гнев прописаны отлично, несмотря на некоторую, хм, односторонность характера. Бесконечно эйфоричная и мотивированная Радость, неловкая и депрессивная толстенькая Грусть, истеричный Страх и мгновенно вспыхивающий (прямо огнём, да) Гнев получились отличными героями. Брезгливость отходит на второй план и почему-то становится модницей: действительно, Брезгливость не самая важная эмоция в нашей жизни.
Сила «Головоломки» — в жизненности происходящего. Незатейливый сюжет о переезде семьи из холодной, но любимой Миннесоты в недружелюбный Сан-Франциско становится таким правдоподобным именно из-за точно изображённой эмоциональной картины в голове Райли. Все мы знаем, что нашими действиями зачастую управляют эмоции, а в маленьком возрасте — только лишь они. Мозг изображен здесь как отлаженный механизм, в котором мысли проносятся словно скорые поезда, память — как лабиринты шкафов с хранящимися в них воспоминаниями, а в воображении — мир фантазий и иллюзий.
Большая часть картины проходит у Райли в голове. Часть про путешествие обратно в мозговой центр скорее всё-таки предназначалась для маленьких зрителей, поэтому там много комедийного экшна, погонь и визуальных шуток. Но, всё равно, для взрослых заготовлено множество прекрасных хохм. В то же время те, кто уже прошли через подростковые проблемы, смогут задуматься, о чём же, собственно, мультфильм.
Подростки, убегающие из отчего дома во тьму в силу протестного возраста — притча во языцех. И в каждом конкретном случае можно понять, что же именно повлияло на ребенка настолько, что он готов броситься прочь. Потеряв всё, что она так любила, оставив друзей и любимый спорт в родной Миннесоте, обнаружив, что у папы не осталось времени на общение с ней, Райли переживает важный этап: первое глубокое разочарование в жизни. В конце концов, «Головоломка» учит нас: и Грусть в жизни важна, потому что она делает сильнее и умнее. Отличный посыл для мультфильма, ориентированного и на детей, и на взрослых.
Легко сказать, что это новый шедевр Pixar. Очередной неожиданный взгляд на построение сюжета, нечастая для западной анимации тематика, глубокий психологизм и отличный повод задуматься о влиянии эмоций на нашу жизнь. Хватайте всех попавшихся под руку детей и бегите в кино не мешкая.
P.S. Короткометражка в начале — туфта.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!
Мультик про лоли! Ня! ^__________^
надеюсь, с хэппи ендом?
Не могу же я выдать финал, правда?
Но ты можешь сам догадаться.
Можешь оО хотя бы в личку в твиттере, когда я спрашивал оО что такого то? Я не зная финалы — вообще ничего смотреть не берусь. Мне надо знать напрёд, что с маленькими девочками всё хорошо будет.
Кто без гуглежа поймет, о чем заголовок, тот герой.
Скорее кто не поймет — тот идиот
Весь мультик — туфта
На мой взгляд жуткий мультик вышел. Уж больно примитивно личности показаны, собственно Райли как таковой и не существует вовсе, а есть лиш кирпичики сознания. Этакий материализм про мясные машины или поп-буддизм получается. Сюжетная составляющая про реальный мир не цепляет вовсе — не получается у меня сопереживать гиганским шагающим роботам или толпе космических кораблей аля Дэйв. А вот сюжетная линия, разворачивающаяся под черепом у Райли эмоциональный отклик вызывает — тамошние персонажи хоть и представляют собой персонифицированные эмоции, но способны, помимо своей основной, испытывать и весь спектр остальных, самостоятельно мыслить и принимать решения. Хотя…. если сделать из задумки авторов рекурсию, то можно предположить, что и под черепом у радости с печалью расположены такие же щиты управления, и там жмут на кнопки еще одни инженеры, а у них в свою очередь свои операторы в голове… и так до бесконечности)))).
Могли бы оставить райли хотя бы малую толику самостоятельности по части принятия решений, как например персонажу Билла Мюррея из Осмосиа-Джонса — на мой взгляд вышло бы получше.