#яздесь — Одиночество в оффлайне

Пожалуй, почти сразу же с появлением соцсетей, родились и морализаторские истории, которые «заставляют задуматься», — задуматься, конечно же, о том, что нынешнее поколение променяло настоящие чувства и реальность на интернет и гаджеты. Короче традиционное: трава уже не такая зелёная, и всё нажитое предками, в общем, мы теряем. Апофеозом этой мысли можно назвать «Чёрное зеркало» — где технологии и соцсети превращаются в совсем уж страшилку уровня «гроба на колёсиках».

Есть, разумеется, и полярное мнение о том, что без соцсетей и гаджетов не состоялось бы многих прекрасных знакомств, удивительных историй любви, и просто хороших дел. Истина, как водится, где-то по середине, и режиссёр Эрик Лартиго осторожно пытается эту самую истину нащупать.

История Стефана (Ален Шаба), стареющего французского шеф-повара, который познакомился в Инстаграме с прелестной корейской художницей Су (Пэ Ду На), конечно, настраивает на оптимистический и романтический лад. Тем более что Стефан — мужчина невероятного обаяния, которое в его французском захолустье применить явно некуда. В какой-то момент он, согласно всем канонам жанра, бросает всё и летит в Сеул, дабы смотреть на вишни и любить, как в первый раз. Вот только Су, обещавшая встретить его в аэропорту, так и не приходит. Все, что остается «#французскомулюбовнику», как иронически называет себя Стефан, — ждать.

Так что это? История о соцсетях, отравляющих жизни? Или история о соцсетях, спасающих любовь? Большая заслуга Лартиго в том, что это — ни то и ни другое. 

История Стефана и Су в первую очередь об одиночестве. О людях, для которых соцсети — всего лишь ещё одно эскапистское прибежище в череде прочих. Стефан не вдруг ударяется в онлайн-роман, забросив ресторанные дела, наоборот, он всю жизнь не очень-то интересовался ни жизнью своих детей, ни чужим мнением о своём бизнесе. Он никогда ничего не доводил до конца, все еще конфликтует в голове со своим отцом, который давным-давно умер, и по сути, сбегает от своей жизни только чтобы осознать своё одиночество. Долгие, пустые ночи в сеульском аэропорту, среди людей, говорящих на непонятном языке, в ожидании женщины, которая, конечно, не придёт — следствие и отражение всех его жизненных выборов. Не интересовавшийся раньше ничем и никем, отяжелевший и закосневший, он встряхивается и начинает, пусть, порой смешно и нелепо, идти на контакт и пытаться достучаться до окружающих, чтобы расширить границы своего мирка.

Это одиночество красиво контрастирует с его инстаграммом, который только набирает популярность: вот Стефан с баскетболистами, вот Стефан зажигает на сцене, вот он веселится с корейскими бизнесменами, делает модную стрижку, ходит в кино… но это всего лишь короткие мгновения в жизни, полной ожидания и страха выйти за пределы аэропорта. Страха узнать, что ты не нужен. Похожие чувства переживает и Су. Но это, пожалуй, более спойлерный момент: таинственная красавица всегда должна быть окутана тайной.

Нужно, правда, предупредить, что #яздесь не оправдывает ожиданий, которыми сам же заманивает. Здесь не будет ни ярких эмоций, ни громкого катарсиса, ни публичных признаний. Хорошо это или плохо, каждый решает сам, но факт остаётся фактом: фильм завлекает зрителя одной историей, давая на выходе совсем другую.

При этом, есть в этом что-то родное и приятное в духе «Трудностей перевода»: одинокие люди в гигантском восточном мегаполисе, искусственный свет, пустые ночи и дни, полные окружающего их гомона на чужих языках. И так же нежно, как София Коппола, Эрик Лартиго посмеивается над своими героями, любит их, желает им счастья, но… за то, будут ли они счастливы, соприкоснувшись с реальностью своих жизней, ответственности не несёт. Как и за зрительские ожидания, впрочем.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!