В эпоху, когда нового Бонда анонсируют без названия, просто показав посиделки актёров на вилле Яна Флеминга, а однообразные фильмы про русских шпионок забываются уже после первого трейлера, миру кино нужен был новый герой. Простой и такой родной. Им стал Джон Уик.
История белорусского мстительного собаковода-киллера по прозвищу «Баба Яга» понравилась общественности далеко не сразу. Всё выглядело обыденно, шаблонно и даже простовато, т.е. легко могло выйти сейчас на Netflix и потом уже в ограниченном прокате, но случилась народная любовь. То ли поспособствовал убитый в первые же 10 минут первого фильма щенок главного героя, то ли сама персоналия Киану Ривза, святейшего и добрейшего человека, в образе безжалостного убийцы показалась занимательной. А может и просто по искусному экшену изголодалась публика. Не исключаю, что просто впервые со времён «Адреналина» авторы прекрасно осознавали, что они делают, и без серьёзных щей снимали жёсткий боевик-праздник за сущие копейки.
Критиковать фильмы о Уике дело настолько неблагодарное, что куда занятней наблюдать за теми, кто старается всё-таки претензии к фильму выражать по классической схеме «раскрытие персонажей, мотивация, предсказуемость» и т.д. Да, перед нами три практически идентичных фильма по стилистике, задумке и реализации. И нет оснований полагать, что запланированный через два года четвёртый фильм будет чем-то отличаться от предшественников. Джон Уик — ассасин-супергерой, которого мы заслужили. Хоть комиксы с персонажем и не взлетели, т.к. художественной ценности особой не представляют, как и большая часть подобных спин-оффов, но Уик частично именно герой графических новелл. В третьем фильме много пафосно всплывающих надписей, которые как раз отсылают к стилю комиксов. Но постановка и почти бессмертие героя указывают на другой источник вдохновения — видеоигры.
Из «Джона Уика» мог бы выйти отличный шутер или игра на манер Hotline Miami или даже Max Payne, но случился фильм. Оно и понятно, кино в наше время собирает всё ещё гораздо больше, как бы нам не хотелось паритета в индустрии развлечений. И всё-таки кинофраншиза сильнее всего резонирует с геймерами, которые активнее всех пишут о фильмах про Джона Уика хвалебные отзывы и тексты в духе того, что вы сейчас читаете. Неубиваемым главным героем, который и падение с крыши переживёт, и ножи поймает, и пули не почувствует, и во взрыве выживет, на экране сейчас можно разве что гнев публики, всем подавай реализм и драму о превозмогании, но герой именно такой, каким сейчас непривычно быть. Джон Уик будто сам вернулся в 90-е и вернул нам это сказочное для кинобоевиков время. «Да он же, сука, круче Терминатора!». Да, он даже обставляет самого Нео, на чём периодически любят ностальгически поиграть авторы. В Parabellum в сцене со спецназом наверняка же вспомнили ту эпохальную битву в банке, да?
Формула успеха фильма проста, её уже сформулировал Дерек Колстад, сценарист всего выходящего о Джоне Уике:
«У нас нет книги правил или какого-нибудь Джорджа Лукаса, который устанавливает рамки. Все решения по вселенной принимаем мы сами, ответив на вопрос — будет ли это круто?»
Чертовски здоровый подход. Кино должно развлекать зрителей, доставлять удовольствие, чтобы они не жалели о потраченных деньгах и времени, вот авторы и ставят себя на их место, испытывая все добавки в сюжет и экшен на себе. Сейчас, когда после каждой серии обсуждаемого сериала и громкого фильма, с каждого дивана слышатся крики начинающих сценаристов-самоучек, Джон Уик следует по маршруту, проложенному именно фанатской логикой и эмоциями. Не понравился человек на экране — он точно умрёт, надо только подождать. Должен умереть от топора на стене? Пожалуйста. Собаки больше не должны умирать? Джон и его команда не дадут этому случиться.
Кто-то может сказать, что всё происходящее в каждом новом фильме о Джоне Уике — по сути просто фанфик, где переменные в исходной формуле перетасованы и даже появляются из ниоткуда. Возможно, но, как показал фильм «Звёздные войны: Последние джедаи», фанфик фанфику рознь и это слово не для каждого значит что-то плохое. Назовём это «фанатоориентированность», которая может понравиться, а может быть встречена как что-то излишнее и вредное. Но всё познаётся в сравнении: в Disney выпускают фильмы с оглядкой на многолетний канон, а Джону Уику и пяти лет ещё нет. То есть то, что позволено этому киллеру, то не дозволено джедаю, как верно и обратно утверждение.
На текущий момент из «Джона Уика» получается новый «Форсаж», хорошо это или плохо. Пока не такой прибыльный, но так и «Форсаж» не сразу взлетел, да и неизвестно, было ли будущее у серии, выживи Пол Уокер в той страшной аварии. Серия про уличные гонки очень медленно росла по сборам и даже умудрилиась сильно просесть к третьей часть, хотя сборы триквела Уика стремятся перегнать оба первых фильма. Но случилось то, что случилось. У Universal родился «Хоббс и Шоу», и у Lionsgate тоже кое-что припасено — сериал The Continental. Названное в честь отеля из фильма шоу расскажет о других особых заведениях сети, как и о её особых гостях, среди которых ожидается и персонаж Киану. Так серия фильмов уже расширяется по полноценной вселенной, которая работает и нравится людям. Хочется перефразировать классиков и пожелать Киану Ривзу, Чаду Стахелски (режиссёру) и Дереку Колстаду шести сезонов и сериал. Делайте круто и не останавливайтесь.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!