Каста «Четырёхглавый орёт» – Громкий камбек

Можно ли воспринимать возвращение после девяти лет молчания Касты иначе, кроме как повод для огромной радости? Как показывает практика – вполне. За прошедшее время карта русского хип-хопа изменилась до неузнаваемости – внезапно он вышел в фавориты любителей модной музыки, география сместилась с Москвы на регионы (вспомните просто, как тон истории задали чувашский ATL и бакинские «Каспийский груз»). Вместо модного свингового звука и традиционного бум-бэпа вошли в моду трэповские 808-е басы и стрекотание электронной перкуссии. В тексты исполнителей проникли темы, что раньше считались табуированными – деньги, слава, суки (чтим заветы Скриптонита). Даже наркотики, раньше всегда казавшиеся краеугольным камнем, что всегда можно швырнуть в огород любого русского рэпера, превратились в атрибут успеха.

Что в такой ситуации делать ростовской группе, участники которой уже разбрелись кто куда? Влади ушёл в более чем успешное сольное плавание, Хамиль со Змеем после «ХЗ» изредка светились на песнях других исполнителей, а Шым и вовсе ушёл в сельское хозяйство. И вот, спустя долгих девять лет, когда Влади вдруг записывает фит с Яниксом (и земля словно уходит из-под ног), а Хамиль – с Жаком-Энтони, когда всё вокруг пропитывается запахом трэп-музыки и материального успеха… Выходят «Они», то есть изрядно погремевший клип Касты на злободневную тему, а потом вдруг исполнители разрождаются полноценным альбомом, причём аж на 18 песен.

Всё это долгое предисловие нужно лишь для того, чтобы было ясно, насколько непростой фон был для группы, чтобы сейчас, в 2017 году, в эпоху правления Дональда Трампа, митингов Алексея Навального, войны на Украине, концертов Фараона, зверств Мединского, появления VR, Tidal, Инстаграма, группы «Грибы» и ещё кучи всего, было ясно, насколько рискованно сейчас выпускать альбом группе, которая в 2000-х была на пике популярности, а сейчас стала притчей во языцех. И вот поверить сложно, но правду говорят – старый конь борозды не испортит. «Четырёхглавый орёт» — это грандиознейший камбек группы, которая уже казалась пережитком прошлого.

Более всего удивляет то, насколько Влади, Хамиль, Змей и Шым за прошедшее время изменились, а именно: ни насколько. Хотя все четверо уже давно перешагнули за третий десяток, а то уже и до четвёртого вот-вот доберутся, это всё те же ростовские ребята, которые по-прежнему «громче воды, выше травы». Каста умудряется оставаться, на фоне модного ныне самолюбования в хип-хопе (даже когда исполнители читают в составе нескольких человек), в первую очередь группой. Не сборищем из четырёх MC, где каждый пытается друг друга перечитать, а коллективом, в котором каждый помогает читать друг другу.

Они чертовски самобытны: Влади окончательно превратился в философа («озарённый маэстро»), Хамиль остаётся романтиком-раздолбаем («благородный блудодей»), Змей всё тот же позитивный «танк» группы («добродушный великан»), а Шым наиболее социально активен («волшебный садовник»). Давая себе такие шуточные прозвища в первой же песне «Сказочная», они действительно словно предлагают послушать некий ростовский эпос, где они герои (особенно удивительно, как при этом органично звучат всё те же 808-е петли и трэповские перебивки). Но при этом герои не превращаются в парад образов, которые сражаются за любовь слушателя, как каждый из Мстителей борется за внимание зрителя – флоу одного дополняет остальные. Это действительно группа, то есть четыре исполнителя, которые помогают каждой песне максимально раскрыться в силу своих скиллзов.

И чем дальше, тем больше раскрывается альбом перед слушателем: при всей своей молодецкой удали, все четыре участника Касты подтверждают, что не зря провели почти четыре десятка лет на Земле. Свой опыт они в полной мере преподносят слушателю, как некий кладезь знаний и впечатлений. Но на альбоме нет никакого занудства, совершенно. Это удивительно, но исполнители, даже рассуждая о политике (в таких песнях, как «Они», «Впередиидущий», «Скрепы»), умудряются сохранять бодрость духа и чувство юмора. Чёрт возьми, да они умудряются даже слово «кадастр», вообще ранее не упоминавшееся в русском рэпе (и упоминавшееся ли вообще где-то в музыке?) вплести так, что оно звучит органичнее, чем любой «scrrrrr!» участников Dead Dynasty.

Они говорят о взрослых вещах – всё-таки в русском хип-хопе нету того лакшери-блеска, присущего западному, и тем более его ни за что не компенсируют брюлики в напыщенных клипах отечественных трэп-исполнителей. Русскому человеку ведь гораздо интереснее слышать, по-чеховски, о чём-то мелком, личном, но знакомом и дорогом сердцу. Проблемы у дочери в школе, погашение кредита и ипотеки, матершина в пробках на дороге – всё это гораздо привычнее, гораздо более знакомо россиянину с головой на плечах, а Каста умудряется даже бытовые разговоры заплетать в столь мастерски выполненные рифмы и панчи, что даже рэпом назвать такую музыку как-то не получается.

Вы просто послушайте великолепную «Ледяную карусель», которая с какой-то нереальной, абсолютно далёкой от эстетики хип-хопа любовью рассказывает о зиме (в свете нынешних погодных условий особенно актуально). А «Прочь из дома», песня, казалось бы, о всем знакомых и сто раз говоренных прописных истинах – забота о ближнем, умение прощать, — звучит не как «езда по ушам», а как разговор с мудрым человеком за чашкой чая (не за кружкой пива). И при этом, повторимся, никакого занудства – парни позволяют себе откровенно отрываться и хулиганить, не снижая при этом градуса «интеллектуальности» музыки. Включите «Серёжа-водолаз» — такой мастерски рассказанной эзоповым языком истории о взяточничестве в России, представленной в виде уморительного, гротескового анекдота, вы больше нигде не найдёте.

В альбоме сплелись и спелись все те лучшие черты, что присущи группе и лучшим представителям русского хип-хопа в целом. Это невероятно взрослая, зрелая музыка, но при этом попробуйте включить «Макарену» — и увидите, как всеми любимые «Грибы» отправятся со своим льдом в утиль, уступая место остроумным панчлайнам Касты. Этот альбом можно советовать тем, кто не любит русский рэп – просто чтобы продемонстрировать, каким он может быть: человечным, мудрым, каким-то чертовски уютным и при этом нереально драйвовым. Не воротите нос: у Влади, Хамиля, Змея и Шыма получилось невероятное. Эти, в общем-то, уже взрослые дядьки умудрились остаться столь же качёвыми, как и раньше, не удариться в занудное морализаторство и при этом звучать модно, стильно и современно. Этот «Четырёхглавый орёт» так, что об этом рёве ещё долго будут вспоминать, как об одном из величайших камбеков в истории хип-хопа.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!