Кайфоломы (Killjoys)

 

Я знала, что покупаю. Я не поклонник My Chemical Romance, а кроме того, за пару дней до выхода «Кайфоломов» мне попалась разгромная рецензия на американском сайте (чтоб я ещё вспомнила, что тогда искала…). Так что в книге меня в первую очередь интересовал рисунок Бекки Клунан. Ну и проверить, вдруг проблемы сюжета преувеличены, и часть несостыковок пройдёт мимо меня.

Увы, не преувеличены.

В послесловии к комиксу авторы рассказывают о появлении идеи. С их слов выходит, что миры комикса и песни одно время существовали отдельно друг от друга до тех пор, пока Джерард Уэй с группой не начали запись альбома Danger Days. На две песни — Na Na Na и Sing — были сняты сюжетные клипы. Третий, завершающий историю, решили не снимать, но нарисовать комикс, объединив мир Кайфоломов с наработками Шона Саймона. Как мне кажется, отсюда и повылезали проблемы с сюжетом. С одной стороны, комикс позволяет вставить объяснения происходящего, с другой — непохоже, что сценарий клипа (если он уже был) переработали под комикс. На первом прочтении книжка смотрится так, будто 12 (а то и 18) подробных выпусков ужали до 6, выкинув все переходы между сценами и развитие характеров. Сюжет несётся галопом, выдёргивая куски сцен то с одними, то с другими персонажами, а объяснения порождают новые вопросы. В таком огромном неизвестном мире четыре сюжетных линии на шесть выпусков — это слишком много, чтобы успеть рассказать всё.

То есть в какой-то мере «всё» вывалить на читателя удаётся, в частности, ответ на главную загадку, оставшуюся ещё с клипов — чем таким особенна Девочка, что за ней охотится зловещая корпорация С.Л.Е.П. Другое дело, что и эта линия, и характеры большинства персонажей развиты очень неубедительно.

Наиболее ярко проблемы с характерами выглядят, когда дело доходит до смертей. Умирают здесь часто, настолько часто, что трупом может стать абсолютно любой персонаж, независимо от того, как давно он появился и был ли назван по имени. Это можно было бы счесть плюсом — приключения всегда интереснее читать, когда понимаешь, что никто не застрахован от внезапной гибели — однако, комиксу не хватает времени, чтобы разбудить хоть какое-то беспокойство за судьбу персонажей. Из диалогов следует, что здесь в общем-то легко относятся к смерти других людей, но почему-то даже те, кто сильно переживает за погибших, таковыми по картинке не выглядят. Да и одно дело — персонажи, но читатель-то должен хоть сколько-нибудь за них беспокоиться!


KJs_001

Дальше говорить о проблемах в сюжетных линиях сложно без спойлеров.

Банда Вэла, претендующая на звание новых Кайфоломов, не успевает появиться, как тут же теряет одного человека (это к вопросу о том, насколько легко авторы расстаются с персонажами). И вообще их лидер, Вэл, особой щепетильностью не отличается, расстреливая всех, кто ему покажется подозрительным. Любопытно, что авторы не стали выстраивать из него нового героя-спасителя, но наоборот, показали, насколько разрушительно стремление стать таковым. Тем непонятнее становится просьба о прощении, произнесённая Вэлом в пустоту в финале комикса. Не очень-то предшествовавшие события к ней располагали.

Корпорация обвиняет Корса (явного злодея в клипах) в проявлении эмоций. Эмоции, по-видимому, проявляются в наличии у него любовника, но вся история о том, как они познакомились и полюбили друг друга остаётся за кадром. Зато нам предлагают попереживать, когда корпорация убивает мальчика, а Корса отправляет на перепрошивку мозгов. Очевидно, что в комиксе Корс смещается из отрицательных персонажей к тем, кто себе на уме, при этом момент перехода случился до начала комикса и остался за кадром.

В этой же линии появляются два персонажа, ярких для чёрно-белого мира С.Л.Е.П., насколько можно считать яркостью наличие причёски вызывающего цвета. Увы, в дальнейшем они действуют шлемах, а реплик им не достаётся и вовсе, от чего при невнимательном чтении их повторное появление легко пропустить.

KJs_002

 

Девочка — едва ли не самый пассивный персонаж. Если комикс и задумывался как история её взросления, то ей уделено, пожалуй, слишком мало времени. При перепрочтении появляется чувство, будто авторы слишком увлеклись обрамлением из других сюжетных линий, поэтому Девочке достались неиспользованные страницы. Исполняя роль персонажа, с которым читателю удобно себя ассоциировать, Девочка становится своеобразным гидом по миру «Кайфоломов» за пределами Бэттери-сити, принадлежащего С.Л.Е.П. Она то забегает в логово жителей пустыни, то на радиостанцию, ей охотно пересказывают местные легенды. Можно заметить, какую мысль авторы вложили в её историю, это отчётливо проговорено в подводке к финалу, и именно эта же идея не позволяет сделать персонажа активнее. И, в конце концов, это всё-таки девочка-подросток.

Отдушиной смотрится четвёртая линия, посвящённая секс-роботам Красной и Синей. Здесь сюжет не пытается нырнуть в глубины подсознания и философские вопросы, он предельно прост, использует абсолютно новых персонажей, не привязанных к уже случившимся событиям, и потому выигрывает на фоне прочих линий. Однако, когда наиболее последовательной и логичной выглядит история порнодроидов, это хороший повод задуматься, всё ли в порядке с комиксом.

KJs_003

 

Всё встаёт на места, если воспринимать комикс как рисованный клип. Вряд ли кто рассматривает клипы с той же точки зрения, что и книги, будь то романы текстовые или графические. Включить музыку, отключить логику, открыть комикс с мыслью «а сделайте мне красиво» и вперёд, благо графика не подкачала. Рисунок Бекки Клунан стоит внимания, даже взыскательному читателю сложно придраться к пропорциям или отсутствию фонов. Бекки прекрасно чередует насыщенные деталями кадры с пустыми фонами, а колористы приготовили пару особенностей. Пустыня раскрашена всеми цветами радуги, тогда как Город крайне беден на цвет, местами сцены в Бэттери-Сити скатываются чуть ли не к чёрно-белым кадрам.

Огрех ли это локализации или так в оригинале, но диалоги на удивление незапоминающиеся. Конечно, там есть цитаты из альбома Danger Days, как текстовые, так и графические, повторяющие кадры из клипа, но не из них же одних состоит текст. В «Кайфоломах» есть несколько ключевых событий, тем не менее, дочитав до конца, я не могу вспомнить ни одной яркой реплики. При этом работа над переводом точно была проведена: часть имён локализовали, часть транслитеровали, справились со стихотворными репликами. Единственная неожиданность — в разговоре внезапно всплывает «мальчиш-кибальчиш», что ненадолго разбивает ощущение американизированного мира.

За последнее время для российских издание локализованные надписи стали нормой, а ретушёры существенно прокачались. В «Кайфоломах» переведено всё важное для сюжета и несколько мелких подписей вдобавок, что уже совершенно не удивляет. Зато в дополнительных материалах есть два разворота «ночной кошмар ретушёра», позволяющие в полной мере оценить проделанную работу.

KJs_004

 

И да, перевод Killjoys как Кайфоломы прекрасен, мне сложно представить на его месте какой-либо другой вариант.

Что в итоге? Фанаты группы уже и так купили комикс, а вот тем, кто решил поддаться всеобщему безумию, стоит подумать перед покупкой. Графика уравновешивает слабость сюжета. Если ожидать глубокой постапокалиптической истории, то велика опасность наравне с неплохими идеями заметить и логические несостыковки, и оборванные куски сюжетных линий. Но хочется верить, что выпуск этого комикса поможет привлечь внимание к другой истории Джерарда УэяUmbrella Academy, выпуск которой сейчас как раз проспонсирован через Бумстартер.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!