Kingdom Come: Deliverance — Shenmue про Средневековье

Лето 1403 в Богемии выдалось знойным и полным горя. Великий король Карл IV после смерти оставил стране мямлю и алкоголика Вацлава, который вскоре был пленен собственной знатью. В это время, в страну вторгся король Венгрии Сигизмунд, который огнём и мечом планирует расширить свои владения.

Но всё это не касается Индржиха — сына кузнеца, мечтающего сбежать из родной Скалицы в большой мир. Ну а пока он бегает за пивом (холодным!) для отца, флиртует с крестьянками и всячески хулиганит с компанией друзей-лоботрясов. В один из дней, большой мир всё-таки настигает беззаботного юношу: нанятые Сигизмундом половцы сжигают деревню и вырезают всех несогласных с его притязаниями на престол. Чудом спасшийся Индро поступает на службу к местному пану, чтобы отомстить за разрушенный дом и убитых родителей.

На первый взгляд незатейливый сюжет Kingdom Come: Deliverance постепенно вырастет в настоящую «Игру Престолов», но с одним исключением: большинство битв, предательств и действующих лиц были на самом деле. Это же касается места действия. Разработчики из Warhorse Studios воссоздали часть Богемии (сейчас это Чехия) с почти нездоровой точностью. На территории в 16 квадратных километров стоят города, замки и деревни, обитатели которых живут в соответствии с бытом того времени, носят исторически достоверную одежду, едят настоящую Средневековую пищу и так же часто умирают. Во многих играх разработчики обещают нам симуляцию мира, но на деле таких проектов выходят единицы. Kingdom Come один из них. Сюжетного персонажа может не оказаться на оговоренном месте; начатый квест завершится без вашего участия, если поиску злодея вы предпочтете перекинуться в кости или напиться; «убить всех в деревне» тоже можно.Ощущение беспрецедентной свободы опьяняет. Многие будут сравнивать игру с пятой частью The Elder Scrolls и третьим Ведьмаком. Но за первый час, Kingdom Come предлагает больше режиссуры, чем целый Skyrim, а личность Индро — чистый лист, поэтому мириться с уже сформированным характером, как у Геральта, не надо. Его можно создать каким пожелаешь. Например, мой персонаж из неграмотного крестьянина превратился в образованного рыцаря, защитника слабых, который предпочитает беседу драке, и лучше ударит ножом в спину, чем будет рисковать жизнью в честном бою. Вариантов развития — масса. Примечательно то, что помимо стандартных силы, выносливости, живучести и красноречия, среди перков присутствуют: чтение, пьянство, охота и верховая езда. Стать суперменом все равно не получится — очков опыта не хватит чтобы выучить все перки, а умения зависят от контекста. Ты можешь считаться непревзойденным оратором в народе, но переспорить представителя знати получится вряд ли. Для этого нужно быть как минимум чистым.

Да, вы всё правильно поняли. Игра учитывает физические показатели Индро: голод или переедание влияют на выносливость; отсутствие сна приводит к понижению всех характеристик и проблемам со зрением; пьяный, наоборот, чувствует прилив сил, который рано или поздно прервется похмельем или «отключкой» героя на какое-то время. Ну а с вонючкой никто не станет разговаривать. Поэтому первые часы в Kingdom Come дают ощутить себя средневековым ханыгой в полном объеме: возвращаясь с очередного задания, думаешь не о том, как потратить деньги на красивый меч, а как поесть и помыться задешево, чтобы осталось на койку в таверне и шнапс.

В систему диалогов тоже следует вникнуть.

Если все-таки сравнивать произведение Warhorse с чем-либо, то такая вариативность и замороченность в деталях была лишь в Shenmue. Великая игра Ю Судзуки также заставляла пользователей искать работу и ночлег, а, например, пригласив девушку на свидание, можно было выбрать из нескольких вариантов, каждый из которых будет уникален по ситуациям и диалогам.

В полном объёме нелинейность раскрывается в квестах. Углубляться в их пересказ я не буду по нескольким причинам: они невероятно интересные и их относительно немного. Kingdom Come не страдает «синдромом Assassins Creed» c миллиардом вопросительных знаков на каждый игровой миллиметр. Каждое задание сделано вручную, а Дэниэл Вавра уверенно закрепил за собой звание одного из самых талантливых рассказчиков в этой части света, потому что самое пустяковое дело все равно заставляет себя ощутить героем хорошего исторического романа. Поэтому на вдумчивое прохождение уйдёт примерно часов 40. Идеальный хронометраж для тех, кто не хочет заменить игрой реальную жизнь. Но если вы любитель собрать каждую травинку и прослушать все диалоги — реиграбельность у проекта невероятная.

Индро не думал, что шабаш ведьм может закончиться вот так.

В игре про Средневековье стоит осветить бои. Проблема в том, что за прохождение я дрался всего несколько раз, когда разговоры уже не помогали. Но не из-за пацифистских побуждений, а потому что боевая система оказалась мне не по зубам. Поэтому о ней вкратце. Бить можно в любую конечность, рубящим и колющим ударами, прикладывая разную силу. Сила удара напрямую связана с выносливостью. Количество выносливости связано с энергией (повышается с помощью сна) и сытостью. Повышать уровень владения оружием нужно на ристалище. Чем выше уровень — тем больше перков и комбо доступно к изучению. Но гораздо важнее оттачивать собственные умения. Пропущенный удар топором по голове, свалит с ног рыцаря в самых крутых доспехах, да и в целом смерть наступает после пары тычков в грудь. Чтобы победить противника надо его перехитрить. Поэтому уклонения, парирования и обманные замахи куда важнее разлучения ударных связок. Проблема в том, что этими знаниями обладают и противники. И если мятежных крестьян резать просто, то разбойники, солдаты и рыцари даже в единственном числе способны раскромсать Индро за секунды. А когда противников несколько — я всегда убегал, чтобы не откатывать прохождение на час назад.Перед подведением итогов стоит рассказать и про минусы. Порой игра забывает о том, что это не историческая реконструкция, и чрезмерный реализм скорее раздражает. Миссия с поиском убийцы в монастыре заняла у меня 5 часов времени и превратилась в ад, требованиями безукоризненно исполнять церковный устав. У игры ужасная английская локализация и хромающий перевод на русский. Компания «Бука» достойна огромного уважения за издательство Kingdom Come в СНГ, а локализаторы передали колорит на голову выше иностранных коллег. Но перевод пестрит опечатками, неточностями, а иногда откровенно странными решениями. Возможно это исправят патчами. Которых должно быть множество. Игра невероятно забагованная. Вы уже можете посмотреть тонну видео с весёлыми глитчами, но Kingdom Come переодически вылетает. А это уже не смешно.

Второй этаж не догрузился.

В любом случае этой игре можно простить всё. И за березки, и за лесок, за в поле каждый колосок. Я провёл в Kingdom Come: Deliverance 2 недели, и теперь могу с уверенностью сказать: «Это всё мое, родное». В Средневековой Богемии не было магии. Но не назвать проект Warhorse Studious волшебным — язык не поворачивается.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!