Достать ножи — Он написал убийство

Есть сюжеты, которые появились сравнительно недавно, но стали настолько универсальными и архитипичными, что при одном намеке на них, мозг чувствует удовлетворение: «я видел это сотни раз, но посмотрим, как вы сможете обмануть меня в сто первый». Не только обмануть, впрочем, но и удивить, и дать именно такую развязку, которую хочется увидеть. Сочетание знакомого и нового — вот рецепт отличного «убийства в закрытой комнате», который знала ещё Агата Кристи.

Сперва кажется, что «Достать ножи» и снявший его Райан Джонсон ничем удивлять и не собираются: мрачный загородный особняк, семья, собравшаяся ради торжественного случая, уже доставшая ножи чтобы отчекрыжить от общего пирога свою долю наследства, дрязги и взаимная ненависть, таинственное убийство главы семейства… и конечно же детектив-джентльмен, расследующий дело. Даже слоган «У каждого свой мотив» максимально нейтрален.

Но не стоит обманываться, Джонсон в «Последних Джедаях» уже доказал, что умеет собирать из старых сюжетов новое лоскутное одеяло (можно ругать его за нестыковки и нелогичности «Джедаев», но работа с материалом всё ещё на отлично), и знает, когда вести старую-добрую историю о скелетах в шкафу, а когда выдернуть ковер из-под ног не только у зрителя, но и у героев: например, раскрыть имя убийцы в первые двадцать минут фильма или сделать слегка эксцентричного, но обаятельного частного детектива Бенуа Бланка (Дэниэл Крейг) из протагониста антагонистом и обратно.

Успокоить бдительность, пошутить, легко поиронизировать над штампами жанра, а потом одним щелчком перевернуть все с ног на голову — это надо уметь, и Джонсон отлично умеет играть с ожиданиями так, чтобы игра понравилась всем.

Кажется, что даже актёры получают от происходящего искреннее удовольствие: Джейми Ли Кёртис, Майкл Шеннон, Тони Колетт и остальные упоительно собачатся между собой, Крис Эванс, вырвавшийся из амплуа благородного героя, выдаёт обаятельнейшего мерзавца, Дэниэл Крейг, которому не нужно делать каменное лицо супер-шпиона, хитрит и фонтанирует эмоциями, а Ана Де Армас показывает свою героиню такой одновременно несгибаемой и трогательной, что ей невозможно не сопереживать.

Отдельно хочется отметить Кристофера Пламмера, чей персонаж, фактически автор собственного убийства, на момент начала вроде бы уже и мёртв, но во флэшбэках заставляет об этом факте пожалеть: настолько этот старый хитрец с весёлым прищуром славно троллит свою семейку, даже одним взглядом с портрета.

В общем, «Достать ножи» — упоительная вещь, полностью исполняющая все заветы жанра, но так, что язык не повернётся назвать её вторичной. Юмор, драма, детектив, отличные актёры и концовка, в которой все получают по заслугам. Что ещё нужно?



Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!