Этот фильм был снят всего за неделю, зато был отмечен наградами на «Кинотавре» и фестивале в Карловых Варах, абсолютно заслуженно. «Коллектор», психологическая драма независимого российского режиссёра Алексея Красовского, запирает зрителя в одной комнате, асимптотически увеличивает накал драмы и не даёт заскучать, хоть в действии и участвует всего один актёр.
Главного героя зовут Артур и он, как несложно догадаться, работает коллектором, то есть выбивает деньги из должников банка. Причём делает он это очень успешно: его офис – в пентхаусе в центре Москвы, а его гонорары — с шестью нулями. Методы его работы весьма эффективны. Должники подвергаются психологическим атакам, словесным манипуляциям, их обманывают, над ними издеваются. Результат всегда один – деньги они возвращают. Но в один деньжизнь Артура рушится. Он сам становится жертвой, которой предстоит поплатиться за совершённые прегрешения.
Действие развивается по принципу домино. Что бы главный герой ни делал, как бы изощрённо ни пытался найти выход из сложившейся ситуации, возвращения на круги своя не будет. В этот миг он переосмысливает жизнь, понимает, что увлёкся и зашёл слишком далеко, не думая о последствиях. Артур мало того, что постоянно названивает людям, так ещё и откровенно смеётся над теми, кто по разным причинам не может оплатить долг. И вот от этого негодяя постепенно отказываются друзья, знакомые, начальство.
Как сказал на пресс-конференции Константин Хабенский, сыгравший в фильме главную и единственную роль, его герой лишь напоминает людям о том, что надо жить по правилам. Если ты занял денег, то их необходимо вернуть. Делает ли это Артура плохим? Наверное, нет. И именно в этом противоречии кроется основной посыл фильма. Любой человек получит по заслугам. Неважно, хороший он или плохой. Зато Артур смог остановиться и сделать правильные выводы, и это говорит о нём, как о человеке непростой судьбы, всего лишь ответственно выполнявшем свою работу.
Минимализм авторы проявили во всём. Вокруг скудная обстановка, перед героем — ноутбук и постоянно звонящий телефон, который является почти единственной движущей силой сюжета. Лишь иногда мы слышим из-за двери живой голос секретарши или охранника, но ни одна живая душа не проникает в комнату. Вырвется он из неё или нет – уже не так важно. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как Артур ведёт себя в неприятной ситуации.
Этот камерный проект – фактически моноспектакль, снятый на плёнку. Герой Хабенского амбивалентен, но всё равно располагает к себе. Он умён, умеет находить нужные слова и выходит из любого положения. Даже такого, когда на кону репутация, работа и жизнь. Небожитель становится жертвой, и вдвойне интересно наблюдать за трансформацией его личности, которой предстоит непростое испытание. А выводы каждый сделает сам.
P.S. Президент России Владимир Путин 3 июля 2016 года подписал закон о коллекторах. В рамках нововведения им запрещено оказывать психологическое воздействие на должников и всячески их преследовать. Встречаться можно только один раз в неделю. Без физических контактов.
P.P.S. Часть сборов от фильма будет направлена в фонд помощи детям, страдающих от онкологии головного мозга. Сходив на этот российский фильм, вы сделаете доброе дело. «Коллектор» – в кино с 6 октября.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!