«Коматозники» — Мрак в конце тоннеля

На этой неделе вышли два проекта, объединённых одной темой: до больших российских экранов добрался нашумевший ремейк «Коматозников» с Эллен Пейдж, а в онлайн-кинотеатре ShowJet состоялась премьера стильного европейского триллера «Проект Орфей». Оба рассказывают примерно одинаковую историю: студенты-медики пытаются выяснить, что будет, если ненадолго умереть, а затем вернуться. Ничем хорошим, ясное дело, это закончиться не может.

Ответ на вопрос о том, что ждёт нас за горизонтом жизни, также искали и с разной степенью успеха нашли герои оригинальных «Коматозников» в 1990 году. Картина Джоэла Шумахера собрала звёздный каст (Джулия Робертс, Кифер Сазерленд, Кевин «я снимался во всех фильмах 90-х» Бейкон), но в целом оказалась весьма блеклым размышлением на любопытную тему, хоть и запомнилась многим приятным впечатлением детства. Почему в 2017-ом решили реанимировать именно этот сюжет — вопрос хороший, но бессмысленный: в Голливуде, видимо, нынче ремейкают всё, что движется.

Новые «Коматозники», на первый взгляд, старательно воспроизводят успех первого фильма. На главные роли позвали двух кинозвёзд средней величины (Пейдж и Диего Луна) и для верности ещё парочку лиц, хорошо знакомых любителям сериалов: Нину Добрев («Дневники вампира») и Джеймса Нортона (Андрей Болконский из прошлогодней экранизации «Войны и мира» от BBC). Первый трейлер был красивым, в интернете курсировали слухи о камбэке Кифера Сазерленда, а рейтинг PG-13 заранее выдавал надежды продюсеров на многочисленную, но не сильно взрослую аудиторию фанатов «Дневников вампира». В России из-за жанра ужасов «Коматозникам», конечно же, вручили 16+, но итоговая страшилка способна напугать скорее своей общей беспомощностью и несостоятельностью, а не классическими скримерами.

Всё те же 5 студентов-медиков (в этот раз — 3 девушки и 2 парня) пытаются повторить всё тот же эксперимент с «дышите — не дышите». На дворе 2017 год, расцвет технологий, так что героиня Эллен Пейдж по имени Кортни подбивает сокурсников не только остановить её сердце, но и записать мозговую активность в момент клинической смерти. С того света девушка возвращается смелой, ловкой и умелой: наизусть цитирует учебники и внезапно хорошо играет на фортепьяно. Остальные участники эксперимента начинают наперегонки упражняться с дефибриллятором в подвале, а побочные эффекты не заставляют долго ждать.

Если в оригинальном фильме опасный эксперимент сталкивал людей науки с полумистическими последствиями, то в ремейке сценаристы сосредоточились на перезапуске мозга после комы: идея не слишком свежая, но не плохая. Ясно, почему герои устраивают соревнование «кто пролежит мертвым дольше»: не ради науки, а ради наркотика — новых знаний, навыков и небывалой уверенности в себе. В наш век сторчавшихся на всём подряд звучит вполне актуально. Но затем создатели резко свернули к теме всепрощения и замаливания грехов (видимо, вспомнив, что переснимают другое кино), превратив персонажей из супергероев в безнадёжных тупиц — один хуже другого. И на этом веселье заканчивается.

Увы, ремейк не смог ни превзойти, ни даже повторить достижений предшественника. Многие поспешили окрестить новых «Коматозников» ненужным фильмом — но он не только бесполезный, но даже вредный: потому что превратил серьёзный околонаучный триллер о том, право ли мы имеем, в глупый подростковый хоррор с размазыванием соплей.

Для датского режиссёра Нильса Ардена Оплева («Девушка с татуировкой дракона» с Нуми Рапас) «Коматозники» стали вторым полным метром в Голливуде и после такого провала вполне могут стать последним. Неплохие актёры тоже не знают, чем заняться в кадре: Эллен Пейдж в 45-й раз играет типичную героиню Эллен Пейдж (но в этот раз как-то особенно плохо), Диего Луна расхаживает с лицом «умчестьисовестьэпохи» и страшно раздражает. И уж точно не стоило доверять лидирующую роль во второй половине фильма Нине Добрев. Хорошо хоть создатели не постеснялись убить одного из персонажей, но, честное слово, жалко, что не всех!

Казалось, тему путешествия на тот свет в этом году можно было бы закрывать как безнадежно скомпрометированную, если бы не сериал «Проект Орфей». Опять 5 студентов, опять секретные эксперименты в подвалах и даже суперспособности, полученные после воскрешения. Разбираться, кто у кого что позаимствовал, не будем: скажем лишь, что «Орфей» лучше управляется с темой наркотической зависимости героев от игр со смертью. Каждый раз, сгоняв туда и обратно, они прокачивают новообретённые силы, параллельно пытаются раскрыть заговор в больнице и решить личные проблемы. С «той стороной» тоже не всё так просто: помимо призраков прошлого, персонажей преследуют мифологические демоны, злобные духи и доппельгангеры.

В отличие от «Коматозников» «Орфей» смело переосмысливает жизнь после смерти (или смерть после жизни?) в духе XXI века: тут вам и параллельная реальность, как в «Очень странных делах», и бесчеловечные эксперименты а-ля «Прочь», и насильственное переселение душ в стиле «Ключа от всех дверей». Добавьте к этому атмосферу нездорового веселья (привет «Отбросам») и немного медицинской драмы. Ту мач? Да, местами уровень безумия на экране зашкаливает, но смотрится это намного интереснее, чем печальные попытки Эллен Пейдж реанимировать свою карьеру.

Так что не тратьте своё и без того ценное время на очередной беззубый голливудский ремейк, а лучше уделите внимание не во всём идеальному, но достаточно любопытному и многообещающему сериалу по схожей тематике. Тем более, что сделать это можно вполне легально и бесплатно.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!