Двое во Вселенной — Вселенская двойка

Классики кино – удивительные люди. Мало кто умудряется постоянно держаться на плаву, выдавая раз за разом если не шедевр, то хотя бы оставаясь на уровне предыдущих картин. То солнышко ясное отечественного кинопрома Никита Михалков вдруг выдаёт вызывающие приступ блевоты сиквелы «Утомленных солнцем», то оскароносный итальянец Габриэле Сальваторес рушит всю свою карьеру трэшняком «Сибирское воспитание». Теперь вот и великий Джузеппе Торнаторе, возглавляющий когорту главных итальянских режиссёров современности, после великолепного «Лучшего предложения» (и массы других прекрасных фильмов) вдруг выносит на суд общественности «Двое во Вселенной» — картину столь беззубую, что даже не верится.

Что мы имеем? Двух влюбленных с немалой разницей в возрасте: Эль, студентку, изучающую астрофизику, и Эда, профессора из той же области. Они без ума друг от друга, но вынуждены жить на расстоянии, а общаться посредством современных технологий и редких встреч. В самом начале мы увидим их невероятную платоническую любовь, когда они целуют друг друга и обнимают в номере отеля, после чего Эд покинет Эль – и эта встреча окажется последней. Через некоторое время девушка узнает, что профессор отбросил коньки, и жутко расстраивается по этому поводу. Но вот же какое дело – ей по прежнему приходят письма, послания и посылки от возлюбленного, который постоянно шутит про «вселенских двойников» и «параллельные миры». Она начинает идти по этой ниточке сведений в надежде отыскать ответы на вопросы.

Завязка, стоит отметить, вполне в духе какого-нибудь фантастического/криминального/мистического триллера про человека, которого похитили/убили/упрятали в Сумрак, и вот теперь Эль пытается распутать эту цепочку следов, что оставил её возлюбленный, дабы понять, мёртв ли он на самом деле. Прямо видится, как в дальнейшем фильм раскрутится во всевозможных направлениях и на сцену вылезут масоны, инопланетяне, неонацисты, люди из параллельных измерений или Эммет Браун с Марти Макфлаем вылетят…

Так вот, предостерегаем сразу – ничего подобного не будет. Торнаторе снял фильм про силу платонической любви, живущей в сердцах людей даже после смерти человека, которая не является преградой для такого мощного чувства. Ну что же, тогда можно предположить, что тут у нас сильная история, душещипательная мелодрама, преисполненная эмоций, трансцендентности и философских размышлений о силе человеческой любви…

А вот и нет, друзья. О какой драме может идти речь, когда за время просмотра фильма трижды заглядываешь на часы, пытаясь понять, сколько ещё будет идти эта тягомотина, а единственное, о чем хочется поведать после просмотра, выражается в двустишии:

Иди, кури-ка, Ленка,

Тут сиськи Куриленко.

Нет, серьезно. Торнаторе предлагает нам два часа смотреть на то, как один, если уж быть честным, эгоцентричный говнюк, отвернувшийся от своей семьи в сторону молоденькой нимфетки, даже её заставляет мучиться, вовлекая в свою странную игру в обмен посланиями после своей смерти. Категорически непонятно, что хотел сказать таким образом классик итальянского кино. Настоящая любовь живёт вечно? Так зачем же её подпитывать таким садистским образом, раз за разом напоминая о том, что «я помер, но ты вот ещё на меня, такого умного, погляди» и рассылая диски с записями на камеру, письма и СМС на айфон. Бедной Эль, по-хорошему, уже забыть бы про то, что бедолага-старичок двинул кони и больше не вернется. Но нет, он вовлекает её в свою извращённую игру, заставляя читать послание за посланием, бегать по миру и скорбеть по нему душой и сердцем. Вот это я понимаю любовь, однако!

У другого классика кино, уже, к слову, мёртвого – Франсуа Трюффо, есть фильм «Зелёная комната». И вот он как раз о том, что любовь к мёртвым это плохо, можно питать уважение, почитать мёртвых, помнить о них, но не надо их любить, ведь вокруг тебя живые люди! Ну вот правда, моральный посыл «Двоих во Вселенной» категорически неясен. Про силу платонической любви много песен спето, книг написано и фильмов снято. Но давайте отделять мух от котлет: живой человек, который отрицает других живых ради мёртвых (а именно этим, по сути, и занимается Эль) – это не нормально!

И вот эта сомнительная идея, которая заложена почти шестидесятилетним Торнаторе в фильм, навевает мысли о том, что ради неё он решил пожертвовать всем остальным, что составляет хорошее кино – драматургией, внятным сюжетом, интригой (особенно важной в данном случае). По-хорошему, Эль должна идти по дорожке из хлебных крошек, оставленной Эдом, буквально выискивая каждый новый «манок», который запустит триггер, выплёвывающий очередную подсказку для продвижения по сюжету – вышел бы эдакий любовный «Форт Боярд». Но нет, в нужный момент к ней обязательно прибежит какой-нибудь почтальон и сунет диск с записанным на камеру посланием от Эда, в нужном доме она найдёт нужный конверт, в нужное время придёт нужная СМСка. Таким образом, фильм как будто дрейфует, беспомощно барахтаясь в потоке откровенной банальщины и слащавости.

О хорошем? Да, фильм красиво снят. Пейзажи прекрасные, Италия, Эдинбург, курортный островок. Музыка Эннио Морриконе, пускай и довольно «рабочая», мило пиликает скрипочкой, брынчит гитаркой, грустит пианинкой за кадром, но на «Оскар», мягко говоря, не тянет. Новый дворецкий Бэтмена Джереми Айронс хорошо светит сединой в начале, чтобы потом появляться лишь на экране ноутбука. Ну и общее ощущение какой-то ретроградности: персонажи изъясняются высокопарными клише, «я тебя люблю» и производные от него повторяются чаще, чем выплёвываются пули из минигана, а живущие в 2016 году герои до сих пор пользуются DVD, всячески отвергая более удобные флэшки.

И, конечно, грудь Олечки Куриленко с ярко-коричневыми сосками (ну вдруг кому интересно, пускай и не ново). И, в общем-то, это единственное, что есть хорошего у неё в этом фильме. В «Семи психопатах» она, сыграла, возможно, лучшую свою роль — её там через пять минут после появления цинично убивают, а перед этим она светит своим единственным, хоть и не самым хилым достоинством. В остальном из картины в картину одна из многочисленных экранных возлюбленных агента 007 доказывает, что играть она если и умеет, то разве что на губной гармошке. Абсолютно стоеросовое выражение лица практически всегда, «ой мама я расплакалась» когда это необходимо, да и вообще – не вытягивает она на себе фильм, хоть убей. Тут Торнаторе тоже пролетел. Что, к сожалению, лишний раз доказывает тезис «на одной идее в гору не заедешь». А уж на такой сомнительной – тем более.

40[1]


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!