Непотопляемые — Французы против конформизма

Четвертая полнометражная и первая по-настоящему серьезная работа Жиля Леллуша была представлена в этом году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Леллуш известен в первую очередь как актер, чья фильмография на данный момент насчитывает шестьдесят одну киноработу. Снимается он в малопопулярных французских картинах, однако его партнерами по площадке периодически выступают и Гийом Кане, и Матье Амальрик, и даже Марион Котийяр. Как раз первых двух он и пригласил к участию в своей новой ленте. В том ли дело, что Жилю удалось собрать на площадке сразу несколько талантливых актеров или же в том, что в этот раз он отразил на экране лично пережитый опыт — не ясно. С точностью можно сказать одно — ему однозначно удалось превзойти свои предыдущие работы.

Перед зрителями Бертран, у него депрессия, а также жена и двое детей. Вот уже два года он пытается взять себя в руки, но выходит не очень продуктивно. Да и побочные эффекты от таблеток уже достали. Где-то между раундами в «Candy Rope» и неудачными попытками устроиться на работу и проходит его жизнь. При очередном походе в бассейн с дочерью, он натыкается на объявление о наборе в группу мужского синхронного плавания. По непонятной для самого себя причине, он решает опробовать данное хобби. Девушка-тренер задает Бертрану ряд смешных и странных вопросов, в ходе которых зритель понимает, что все мужчины, посещающие класс, страдают от тех же проблем, что и он сам. Успешно пройдя детектор на выявление депрессии и желание от нее избавиться, главный герой приступает к знакомству с «дельфинами в плавках». Вот тут-то и начинается самое веселье.

«Непотопляемые» — это вовсе не очередная мужская комедия, в которой все герои по очереди будут изменять своим женам (или долго об этом размышлять, но так и не решиться) и делиться историями о том, как их достали собственные дети. И слава богу, что эта история совсем не похожа на очередной фильм «Квартета И» или драмеди с Адамом Сендлером в главной роли. Картина оказывается легкой, но достаточно осмысленной философской притчей о смысле жизни, базирующейся на семейных ценностях и преодолении трудностей. У французов выходит ироничное высказывание о том, что есть успех и доброе напутствие по выходу из депрессии. Несмотря на то, что главные герои — мужчины, язык не поворачивается назвать фильм «мужским» или даже «семейным», он просто «человеческий». Хотя, если все фильмы о мужской дружбе будут именно такими – нас ждет большой кинематографический переворот. Может тогда, наконец, и наступит время, когда мы не будем делить фильмы на «женские» и «мужские», а также принадлежащие к «ЛГБТИК тематике», и люди просто будут снимать кино для других людей, не акцентируя внимание на подобных аспектах, а просто рассказывая об общечеловеческом.

Жиль Леллуш создает ленту, в которой совершенно нет места для всего того, что мы так привыкли видеть в кино для мужчин. Не будет пошлых шуток, объективизации женщин, а все утрированно маскулинные товарищи будут в той или иной степени высмеиваться. В фильме много добра и света, но в то же время хватает тяжелых эмоций и серьезных, почти неразрешимых проблем.  Занятия по синхронному плаванию для этих мужчин отдушина, а переодевалка – место, где они могут быть самими собой. Каждый персонаж наделен индивидуальностью и обременен предысторией, которой он искренне делится с другими, в надежде получить поддержку. В этом тесном кругу из малознакомых людей не главенствуют патриархальные ценности, за счет чего в героях ощущается гораздо больше внутренней силы и способности к честности.

Картина позволяет иначе взглянуть на мужское общество в целом и, возможно, немалую роль в этом сыграла популяризация интерсекционального феминизма. В любом случае — это именно тот кинематограф, к которому нужно стремиться и за которым стоит будущее. А стоит оно за теми, кто отказывается воспринимать героя, в первую очередь, исходя из его половых признаков, как и собственно наделять его внутренний мир соответствующими гендерными, ориентационными и расовыми стереотипами. Леллуш доказал, что можно создать полноценных объемных героев без постоянного указания на то, что они, в большинстве своем, белые цисгендерные мужчины. Режиссер констатирует тот факт, что любой человек – в первую очередь человек и относиться к нему следует соответственно.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!