Закон ночи – Рай на земле

    Джо Коглин ушел на Первую мировую войну одним человеком, а вернулся совсем другим. Там, в залитых кровью однополчан окопах Франции, он внезапно понял, что не все законы этого мира так уж непоколебимы. И если даже сильные мира сего готовы ради собственной выгоды на время от них отказаться, то чем простой ирландец из Бостона хуже. Но становиться полноценным гангстером в его планы, однако, не входило. Обнести небольшой банк или чью-то игру в покер, дабы хватило на пару месяцев беззаботного существования — это можно. Спишь днем, работаешь ночью — вот и вся нехитрая криминальная философия. Но жизнь вне закона не зря прозвали «кривой дорожкой»: одна роковая ошибка ставит Джо в положение, в котором волей-неволей придется «целовать перстни» и пачкать руки кровью.

    Для американской общественности «Закон ночи» не просто четвертая режиссерская работа одного из самых известных голливудских актеров. Прежде всего это экранизация романа знаменитого писателя Денниса Лихейна, благодаря творчеству которого у нас есть и «Остров проклятых», и «Таинственная река», и «Прощай, детка, прощай». Коглины были центральными персонажами аж целой трилогии, крутившейся вокруг ирландских детей полицейского чина в Бостоне. Бен Аффлек не стал замахиваться на лавры нового Копполы и взял в качестве основы для фильма вторую, более приземленную книгу.

    Если вы знаете, кто такие «бутлегеры», видели несколько сезонов «Подпольной империи», то знакомить вас с миром «Закона ночи» нет никакой необходимости. В качестве режиссера криминального жанра Аффлек не приносит в эту историю ничего нового, но и ничего плохого. При этом на фоне оскаровского «Арго», картина смотрится свежо и более, что называется, органично. В ней нет попытки искусственно нагнать напряжения и заставить зрителя переживать за героя сильнее, чем нужно. Очевидно, что в рамках придуманной преступной саги Бен чувствует себя гораздо лучше, чем когда речь заходит об историческом кинематографе, но критика при этом разнесла кино в пух и прах. Почему?

    Одна из возможных проблем — это как раз наградное прошлое режиссера. Все-таки, когда уже за третий свой фильм ты отхватываешь самую главную статуэтку в Голливуде, спрос с тебя увеличивается в разы. И что с того, что кино идеального качества снимать всё время невозможно в принципе, а тут ещё такой известный первоисточник. Вот только поводы кричать, что именно как экранизация фильм не получился, находятся с большим трудом. Основные детали непростого сюжета остались почти без изменений, а ключевые не пытались продавить как нечто уникальное.

    Хотя навскидку с трудом вспоминается ещё какая-нибудь криминальная драма, где так здорово обличают общество, полное ксенофобии и лицемерия. Или говорят о подлинной роли религии в жизни простого американца: что та способна на фоне массового помешательства остановить коррумпированность и беззаконие там, где реальные власти уже давным-давно бездействуют. Редко кино связанное с эпохой «сухого закона» было бы настолько открыто и своевременно.

    И неважно, что говорят «злые языки», — на фоне Манновского «Джонни Д.» или «Самого пьяного округа мира» Аффлек выдаёт чуть ли не монументальную картину, которую портит разве что пара монтажных ляпов, выскакивающих во время светских бесед персонажей. Выглядит это немного странно, но впечатление не портит. Постановщик прекрасно знает, как добиться от слегка дуболомного главного героя полного спектра эмоций, как заставить вас вжаться в кресло во время погонь на раритетных автомобилях и как яростно смаковать каждый выстрел, выпущенный из такого родного и любимого томми-гана.

    Ну а если от фильма в жанре криминальный триллер вам нужно что-то ещё, то здесь припасена прекрасная Эль Фаннинг с замечательным диалогом, вносящим в кровавую историю необходимую толику смысла. В самом деле, глупо уповать на то, что тратя себя без остатка, пробираясь на самый вверх криминально пищевой цепочки ради денег, власти и желания отомстить, можно действительно считать, что настоящая райская жизнь находится где-то в другом месте. Нет, она прямо здесь. Жаль только, что для некоторых твой путь к ней обернется сущим адом.


    Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!