Две Королевы — Короли не нужны

Байопик — не документальный фильм. Казалось бы простая истина, но после очередного драматичного биографического кино рука так и тянется к Википедии — посмотреть, правда ли было так, как показали. Иногда реальные истории превосходят даже самую высокохудожественные компиляцию. Иногда история, рассказанная в фильме притянута за уши, но хороша даже в отрыве от реальности. Но очень часто историческое событие или личность для режиссёра просто повод поговорить о современных проблемах.

Как для Джози Рурк.

Cюжет охватывает одну из самых трагичных историй времён правления Елизаветы — её пассивно агрессивную конфронтацию с кузиной Марией, королевой Шотландии, окончившуюся обвинением в заговоре и казнью Марии. (Это не спойлер, со сцены казни начинается фильм).

С течением времени трудно достоверно определить, кто был злодеем, а кто жертвой, и в рассказе о противостоянии Елизаветы I с Марией Шотландской легко было бы навесить ярлык злодейки на одну из них, но «Две Королевы» выбирают третий путь: обвинить во всём мужчин, которым бы только воевать, интриговать, да предавать женщин. Для верности, чтобы зритель не перепутал посыл, лучше всего проговорить это несколько раз вслух прямым текстом. И Елизавета пусть скажет, что она «как мужчина» , это точно объяснит все её неблаговидные поступки.

Вызывает много вопросов и неуместная в историческом фильме
«diversity» . Если в слуг и послов с других континентов поверить можно было бы, то в придворных — точно нет. Рыжая, белокожая фрейлина Мария Сетон уж точно азиатской крови не имела. Так что расовое разнообразие, уместно выглядящее на театральной сцене, в исторической драме выглядит нарочитым и создаёт впечатление фарса. Но для Джози Рурк это было принципиальное решение, да и режиссёр она скорее театральный. Это чувствуется.

Фильм без сомнения вышел красивым: Мария (Сирша Ронан) излучает внутренний свет в каждом кадре, а в минуты отчаяния её огромные голубые глаза действительно кажутся глазами мученицы. Чеканный профиль Елизаветы (Марго Робби) только на монетах выбивать, и костюмы её воссозданы с ювелирной точностью. Однако, это явно не вершина карьеры Робби, и не лучший образ Королевы-девственницы на экране. Кино хоть и вышло в русском прокате как
«Две королевы», на самом деле недвусмысленно называется Mary, Queen of Scots. И Сирша Ронан исполняет роль мятежной Марии Стюарт со всей душой.

Однако, несмотря на то, что страсти вроде бы кипят, повествование всё равно выглядит монотонным. Сцены где кто-то сидит в тронном зале, а потом скачет верхом по пустошам, а потом опять сидит в тронном зале, чередуются между собой с утомительной нудностью. Есть прекрасные коротенькие мизансцены, есть жесты, кадры и ракурсы от которых сердце поёт, — так хорошо и точно они сделаны. К примеру, решение с возрастом Марии в конце фильма.  Только цельный образ шотландской королевы отчего-то так и не складывается. Манипулировали этой женщиной или она сама принимала неудачные решения, в любом случае её судьба трагична, но происходящее на экране выглядит просто цепочкой событий, не влияющих на её взгляды и характер. По сути мы так и не узнаём, к чему она стремилась, чего хотела, действительно ли стала заговорщицей. Рурк делает упор на драме женщины-правительницы, а не на личности.

Жаль, что при таком богатстве красок и фантазии в мелочах общая картина вышла настолько блёклой, принеся всего пару сильных сцен.

И постоянно напрашивается мысль: может для истории о женщине, притязающей на трон среди хищных мужчин стоило выбрать другую героиню, на самом деле невинную и обманутую, не настолько спорную? В истории Англии такая есть, это леди Джейн Грей. Но если байопик о ней и выйдет, это будет совсем другая история…


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!