Матиас и Максим — Мат и Макс на ферме

Последние годы в карьере Ксавье Долана, которого в свое время прозвали «enfant terrible» (от фр. «трудный ребёнок») были не самыми удачными: драму «Это всего лишь конец света» восприняли крайне неоднозначно, а англоязычный дебют «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» просто провалился. Казалось, любимец Канн пустился в бесконечные самоповторы и не в состоянии предложить зрителям ничего нового. От этой ленты также не ожидалось чего-то сверхъестественного, ведь в основе типичная для Долана история об открытии в себе гомосексуальности. И вроде бы оно всё так, да не совсем.

Матиас и Максим – друзья детства. Первый (Габриэль Д’Альмейда Фрейтас) эдакий «янки», преследующий американскую мечту: красивый дом, машина, престижная работа, красавица-жена. И всё у него складывается как нельзя лучше. Макс (Ксавье Долан) из другого мира. Живет далеко не на широкую ногу, заботится о своей больной и неблагодарной матери (вновь в исполнении Энн Дорваль, так обожаемой Доланом), работает барменом и собирается уехать на заработки в Австралию. Временами они встречаются в компании друзей, чтобы поболтать и расслабиться. В одну из таких встреч младшая сестра их приятеля просит ребят поцеловаться на камеру для своей учебной короткометражки. Этот случайный поцелуй и становится катализатором событий.

Препарируя тему отрицания собственной идентичности, Долан обнажает тонкие психологические процессы, происходящие внутри Матиаса. Чем глубже ты пытаешься спрятать свои эмоции, тем сильнее они стремятся вырваться наружу. Так оно и происходит: изо всех сил пытаясь сохранить свой устоявшийся уклад жизни, Мат шаг за шагом приближается к критической точке, а его чувства, как лава, извергаются в неконтролируемую агрессию. В конце концов его страстное желание «не спалить» свои истинные эмоции приводит к противоположному результату: он напоминает нашкодившего ребенка, который выдает себя перед родителями с потрохами.

Через душевные муки, которым подвергается Мат, Долан ставит под сомнение состоятельность общества, в котором живут наши герои. Короткий монолог об этом он вкладывает в уста той самой младшей сестры. Между ахинеей в виде «супер импрессионистский и экспрессионистский» и восклицанием «натуральная такая жиза», она даёт довольно интересное описание отстающего поколения, в котором ценится следование шаблонам и предписанным нормам. Хоть её манеры и речь, карикатурно показывающие современную молодежь, и вызывают снисходительные смешки, она – представитель нового общества свободного от навешенных ярлыков и выбирающего право «не выбирать». И именно в таком обществе хочет жить Долан.

Историю взаимоотношений Матиаса и Максима Ксавье передаёт с нескрываемой нежностью. Но это не та нежность, от которой более консервативные зрители будут испытывать дискомфорт. Это история о столкновении с новым «Я» и попытке сохранить старое. Долан смог показать чувства, практически не прибегая к тактильности и слезливым диалогам. Здесь все тонко и еле ощутимо. Мы чувствуем напряжение через мимику, взгляды, оговорки и неожиданные поступки.

То же самое напряжение чувствуют и друзья героев, но не бросают осуждающих взглядов и не позволяют себе едких замечаний. Они даже больше принимают и понимают происходящее, чем сам Мат. Именно своим друзьям Долан и посвятил этот фильм. Он заявляет об этом в самом начале картины, и в своих интервью не раз упоминал, что они были для него той опорой, которая не давала ему упасть все годы, что он трудился, не жалея сил. Ксавье с любовью создает атмосферу их уютных дружеских посиделок, беспечной болтовни и искреннего смеха. И исполняя одну из главных ролей, Долан вновь убеждает всех в своем безусловном актерском мастерстве. Однако этого не скажешь о второстепенных персонажах: что младшая сестра и её приятель, что коллега Матиаса из Торонто сделаны топорно и карикатурно и действительно режут глаз. Хотя вопросов в этом случае все же больше к самому автору, который их в свой проект пригласил.

Но в этом и есть весь Долан — изящный и противоречивый, для которого традиционно события развиваются на фоне искусной съемки. Достаточно вспомнить буйство осенних красок в первые минуты фильма, или, быть может, слегка пафосный, но от этого не менее красивый эпизод в озере под музыку Жана-Мишеля Бле. Не обошлось здесь и без любви постановщика к симметрии, эффекту обрамления и уже привычных для него крупных планов. Именно этой подглядывающей камерой он и добивается полного вовлечения зрителей в происходящее, дает возможность проследить едва заметные изменения состояний героев и уловить заботливые взгляды друзей.

В итоге перед нами картина в стиле классического Долана: фонтан эмоций без ухода в ненужную истерику, красивая картинка без голливудского лоска, проблемы идентичности поколения и много, очень много хорошей музыки. Ну здравствуй, Ксавье, мы по тебе скучали.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!