Молоко — Просто каша

Карен Оганесян — одна из тех фигур, что в современном кинематографе для меня представляют большую загадку. В том смысле, что он мощно дебютировал в те времена, когда массовый зритель не очень хотел верить русскому кино («Я остаюсь», «Домовой»), а потом сам же стал заложником и соучастником его главных грехов – абсурдных кринжевых комедий и бесконечных альманахов. Но любой человек живет надеждой (а в искусстве, тем более), что после спада обязательно случится подъем, вот и я все наивно жду, когда же очевидно талантливый постановщик проявит себя вновь во всей красе. К сожалению, картина «Молоко» новой точкой отчета не станет.

Жизнь Зои Анатольевны (Юлия Пересильд) – обычного повара из Кировска Мурманской области совсем не сахар. Сперва она узнает, что не может иметь детей, а потом обнаруживает дома у себя в ванной африканских пингвинов. Их притащил домой её муж (Андрей Бурковский), которому не понравились их условия содержания в местном зоопарке. А поскольку птицы требуют постоянного ухода, супруг через угрозы и манипуляции просит Зою устроиться на работу поближе к дому. Но единственная вакансия, которую находит главная героиня, оказывается не на кухне, а в кабинете школьного психолога. Первый же «пациент» расшатывает её и так не самую сильную нервную систему, после чего у нее начинается неконтролируемая лактация. Причем грудного молока оказывается настолько много, что она случайно «делится» им с маммологом (Юрий Колокольников), страдающим эксгибиционистским расстройством, и добавляет его мужу в кофе. Однако помимо укрепления иммунитета и других полезных веществ взрослые люди благодаря напитку вдруг получают ясность мысли и искоренение любых возможных недугов.

Не нужно быть гением, чтобы понять, что в такой вот нехитрой истории, создатели зашифровали метафору о силе материнской любви, которая досталась, увы, далеко не каждому. Однако молоко Зои от как бы кировской Богородицы, появившееся в результате непорочного зачатия от полярного сияния (и это я сейчас абсолютно серьезно), производит на «потребителя» такой эффект, что даже «Веселому молочнику» не снилось. И все бы хорошо, но смущает несколько моментов. Во-первых, кажется, что суровая отечественная действительность Крайнего Севера совершенно не подходит для такого сюжета. Гораздо проще представить это как проект европейского авторского кинематографа с условного Берлинского фестиваля и недели дебютов с никому неизвестными актерами, потому что зашкаливающий уровень абсурда и нелепости в такой обертке очень часто превращает странный фильм в очаровательный, а у нас, к сожалению, в просто плохой.

Оганесян как будто снова снимает очередной альманах, где ненужных героев иногда очень много, они не вызывают симпатии, а поднимаемые темы сложно назвать смешными. Вот, например, Гоша Куценко – врач скорой помощи, у которого убили и изнасиловали жену, и теперь он пытается подготовить свою дочь к любым опасностям современного города, но сильно перегибает палку. Свекровь главной героини и по совместителю директор школы не справляется ни со своей работой, ни с отношениями внутри семьи. Еще один эксгибиционист в парке в исполнении Евгения Гришковца, чьи попытки оголиться исподтишка перед главной героиней, видимо, должны смешить, но вызывают прямо противоположную реакцию. И отдельная вишенка на торте муж Зои – Сережа, который сначала её отчаянно газлайтит, затем вроде бы исправляется, но только лишь для того, чтобы бросить её и уехать за своей мечтой. При этом они вроде как не расстаются, просто она спокойно отпускает его в Санкт-Петербург стать океанографом.

И таких вопросов «Что?», «Зачем?» и «Почему?», картина вызывает слишком много. Как будто у создателей была любопытная идея, но никто так до конца и не решил, что со всем этим безобразием делать. Причем, лента развивается по классическим лекам супергеройского кино, где главный персонаж была никем, получила сверхспособности, стала ими злоупотреблять, испугалась, отказалась, а потом все равно вернулась к своему «плащу» в виде тюля. Только как бы мы не хаяли условные детища Marvel, но у них там по большей части и с экспозицией все в порядке, и герои интересные, и даже драма иногда вменяемая удается. А отечественное кино даже силами хороших людей легко может выйти откровенно прокисшим.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!