Неполная семья, состоящая из Дианы (Анн Дорваль), овдовевшей три года назад и, возможно, оттого такой эксцентричной и безумной, и Стива (Антуан Оливье-Пилон), жестокого, но парадоксально милого подростка, воссоединяется. Непутёвая мать забирает сына из школы для трудных подростков, где он устроил поджог в столовой, и пытается начать жить вместе, но сын, к сожалению, пошёл весь в неё. Кроме того, к ним прибивается странная соседка Кайла (Сюзанн Клеман), которая заикается из-за клинической стеснительности. Она начинает учить Стива на дому.
Если вы не знали режиссёра-сценариста-монтажёра-вундеркинда Ксавье Долана 25 лет от роду, то вы, возможно, не столь пристально следили за фестивальным кино, ведь этот человек был, кажется, порождён природой как идеальный творец артхауса. Первый свой фильм он придумал в 16 лет таким, чтобы он был с восторгом встречен на Каннском кинофестивале и добился желаемого: дебютная работа Долана «Я убил свою маму» получила там три приза и была номинирована от Канады на Оскар. В дальнейшем каждая картина режиссёра участвовала в конкурсе Канн и Венеции, а «Мамочка» снова номинирована на престижнейшую американскую премию.
Пренебрежительный эпитет «хипстерский» к этому фильму применить легко прежде всего из-за необычного формата кадра — 1:1, точно снимки на Polaroid или в пресловутом Instagram, в котором запечатлено всё новое поколение. Жизнь героев тяжела, и для любого нормального человека ситуация, в которой они оказались, выглядит катастрофически. В редкие моменты счастья и подлинной внутренней свободы Стива и Дианы картинка расцветает, наливается солнечным светом и источает ту милую, тихую красоту, что люди так любят в тёплых ламповых хипстерских снимках.
Главные герои весьма необычны — взбалмошные, сумасбродные Стив и Диана, которые и любят друг друга, и боятся до трясучки, и Кайла, невротичная женщина, рядом с этими психами почему-то находящаяся в гармонии с собой. При этом все эти чудики, объединившись, пытаются бороться за счастье так отчаянно, что им невозможно не сопереживать, бояться кошмарных провалов и радоваться малейшим победам. Они мечтают о несбыточном будущем, пребывают в мире фантазий и, видимо, поэтому не замечают ужасающую реальность. Да, иногда их реплики странны, неудачны, непонятны, диалоги изредка кажутся неестественными, но искреннюю драму, квадратное окошко в настоящий мир, «Мамочка» создаёт. Больная любовь Дианы к чаду, которое выросло таким не в последнюю очередь из-за дурного нрава родительницы, и ответные чувства Стива, не отличающего хорошее от плохого совсем никак, — чувства героев выглядит так искренне. Игра актёров, а особенно Антуана Оливье-Пилона, которому летом исполнилось 17, поражает. Стив, этот плохо воспитанный юноша с повадками ребёнка лет девяти, умиляет своей непосредственностью и пугает нервными срывами.
Драки до крови, слёзы, поцелуи, объятия, а затем снова беспричинные крики — чем-то кино напоминает бразильский сериал, но посыл совсем про другое. Фильм — это одно большое ощущение, а не рациональная мысль, как, например, конкурент в погоне за Оскаром «Два дня, одна ночь». В концовке недоговорят многое, и придётся размышлять о мотивации героев, природе родительской любви и вообще семьи в такое сложное время, как наше. «Мамочка» — это вызов вашему вкусу, разуму и сердцу.
P.S. Рекомендую начать пристально следить за Оливье-Пилоном, его перформанс был совершенно неподражаем.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!