«Самый жестокий год» — Оскар Айзек не вывозит

Все мы с ностальгией вспоминаем те допандемические времена, когда кинотеатры были забиты, и чуть ли не каждую неделю можно было надеяться на выход чего-то новенького. В таком потоке даже и не замечаешь, что какой-то фильм затерялся в прокатных перепетиях, и к русскому зрителю не попал. А вот сейчас, можно сказать, каждая премьера на вес золота, даже та, которая опоздала к нам на шесть лет.

«Самый жестокий год» Джея Си Чендора вышел в 2014 году, попробовал взять Золотой Глобус за лучшую женскую роль второго плана, не смог, и остался дрифтовать в рейтингах где-то на уровне семёрки, — любимый критиками, но провалившийся в прокате и холодно принятый массовой аудиторией.

Это, в общем, не удивительно: история предприимчивого Абеля (Оскар Айзек), который пытается и сохранить бизнес в условиях диковатых американских 80-х, и не скатиться окончательно в криминал, свой драматический потенциал раскрывает неохотно и со скрипом. Всё-таки завязка: «Оскар Айзек пытается вывозить на бензовозах нефть, но ему мешают бандиты», смотрелась бы интересно в сеттинге «Безумного Макса», а у нас тут криминальная драма про восьмидесятые.

При этом нельзя сказать, что происходящее провально или плохо снято: Чендор выдал то, что называют «крепким середняком»: в меру стильно, в меру запутанно. И всё же это не тот случай, когда хочется «нормально» приравнять к «хорошо».

Пресса сравнивает Чендора с самим Сидни Люметом, но там, где Люмет точными, экономными штрихами обрисовывает характеры и ситуацию, сразу же вовлекая зрителя, Чендор просто бросает в середину происходящего — выплывай как знаешь. Только вот не чувствуется в «Самом жестоком годе» той искры, ради которой хочется выплывать. И вроде бы Оскар Айзек и Джессика Честейн в шаге от того чтобы показать семейную пару со сложными, напряжёнными, сексуально и драматически заряженными отношениями, которые чем дальше, тем сложнее становятся… но что-то мешает им сделать этот шаг.

Пожалуй, только Элиес Габел в роли Джулиана, несчастного водителя бензовоза вызывает хоть какие-то эмоции. Его история повторяет лейтмотив всего фильма, но она же и создаёт контраст: понятно, чьё падение наблюдать интереснее: лощёного, уверенного в себе Абеля, не обладающего какими-то запоминающимся чертами, или Джулиана, который, хоть и второстепенный персонаж, но достаточно обаятельный, и ставит на кон куда больше, чем просто деньги.

Последняя работа Чендора, «Тройная граница» ощущается примерно такой же плоской и серой: там, правда, это уплощение легче простить, всё-таки боевик, который кроме красочной стрельбы ничего никому не должен. Но как-то печально видеть, что Чендор продолжает двигаться в том же мелком русле, не погружаясь в глубину настоящих страстей.

Итак, стоит ли идти на «Самый жестокий год»? Безусловно стоит. Когда мнение критиков настолько сильно расходится с мнением кинозрителей, это всегда интересный прецедент и возможность глубже поразмыслить над тем, что только что посмотрел, попробовать понять, что ещё скучного или захватывающего можно там разглядеть. Фильм можно посмотреть в кинотеатрах с 17 сентября, и на онлайн-платформах — с 1 октября.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!