Закат — Когнитивный диссонанс

Венгр Ласло Немеш продолжает покорять один фестиваль за другим. Три года назад он представил в Канне свой фильм «Сын Саула», погружающий зрителя в трагическую историю члена зондеркоманды в Освенциме, который пытается похоронить сына по еврейским канонам. Это была первая полнометражная лента Немеша, и она с лету взяла 4 награды на Каннском кинофестивале, а еще выиграла в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на Золотом глобусе, Оскаре и в Британской киноакадемии. Большинство ролей, включая главную, исполнили непрофессиональные актеры. Половину из них Ласло перенес в свою новую картину «Закат», которую венгр привез в этом году на Венецианский кинофестиваль и получил за него премию международной ассоциации критиков. А вот шансов выиграть главный приз у нее просто не было и вот почему.

Кино-загадка Немеша от первой и до последней минуты является неимоверно авторским и слишком не рассчитанным на сколь бы то ни было широкую аудиторию произведением. Первое что видит зритель — написанную маслом картину, которая спустя время приобретает краски сумерек. На улице вечереет, а в окнах зажигаются огни. Экран темнеет, а сразу после мы знакомимся с невероятно выразительной андрогинной девушкой — Ирис Лейтер, которая вернулась в Будапешт 1913 года после долгой разлуки с городом.

Пытаться объяснить, что происходит в фильме также невозможно, как нельзя пересказать улетучившийся сон или попытаться разобраться в нем. Здесь нет никаких фактов, ответов и догм. Просмотр можно сравнить только с крайне вдумчивым наблюдением за прохождением квеста, где зритель попадает в ситуацию, когда каждое его предположение просыпается, как песок сквозь пальцы, при очередном сюжетном повороте, который совершается с чуть ли не каждой сказанной фразой. Попытка найти основу, за которую можно ухватиться, раз за разом оказывается тщетной.

В этой загадочной, неясной, но при этом совершенно правдоподобной реальности, внимание сфокусировано на главной героине: почти все что видит свидетель происходящего (в рамках этого фильма данное словосочетание подойдет куда лучше, чем зритель) — это эмоции на её лице, но и их истолковать с достоверной точностью никак нельзя. Периодически, наблюдающий достаточно определенно видит ее растерянность и невозможность хоть как-то осознать себя в бесконтрольной неразберихе, царящей вокруг. В следующий же момент мы видим в ней ощущение четкого понимания положения дел и крайнюю решительность в осуществлении необходимых действий. Лейтер адаптируется к своей уникальной реальности настолько же быстро, как если бы материя менялась вместе с ней самой. В то же время, она пробирается на ощупь по сюжету, как сквозь дымовую завесу или полудрему, а зритель просто следует за ней.

«Закат» можно лишь издалека и в некоторой степени сравнить с фильмом «Начало», в том плане, что он заставляет наблюдающего сомневаться в логике того, где заканчиваются вопросы и начинаются ответы. Это не коробка с двойным (тройным и так далее) дном, это ежесекундный живописный хаос, созданный по подобию «Улисса» Джеймса Джойса, где Ирис интуитивно нащупывает грани самой себя и окружающей действительности.

В результате так и не удается понять была ли это только хорошо сыгранная и заранее просчитанная партия хладнокровного психопата или же эта история — случайное стечение обстоятельств, в которых героиня пытается понять кто она есть, и что ей делать со своей жизнью. А главное, что на самом деле это совершенно неважно. Основной идеей и единственным по-настоящему достоверным выводом будет следующий факт: экзистенциальная попытка любого живого существа определить себя и мир вокруг никогда не завершится успехом. Найти логическую закономерность и определить эту ленту словами или существующими догмами не представляется возможным ровно потому же, почему самому человеку не удастся найти ответы на вопросы о собственном существовании.

Весь этот фильм — одна большая дилемма, его хочется пересматривать снова и снова в попытке найти Священный Грааль, подсказку, пасхалку или иголку в стоге сена. Но нет никакой уверенности в том, что автор вообще её там оставил и является ли эта картина загадкой или обманом восприятия — непонятно, что безусловно просто потрясает своим масштабом. Но, увы, далеко не каждого.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!