Никогда не забуду, как однажды в кассе кинотеатра мужчина выстоял очередь, хотел купить два билета на «Движение вверх» для себя и своей дамы, но узнал, что остался только один. Он не смог сдержать досады — громко и грязно выругался. Эх, не всем спортивным российским новинкам достается такой успех.
В отечественном прокате сейчас идет комедия «Нефутбол» — это российский кинематограф пробует тему феминизма. Снял его режиссер Максим Свешников, который сделал много мультфильмов (в том числе крайне неудачных) и несколько провальных фильмов. Казалось бы, это конец, но шанс снова выпал — и он взялся за непопулярную тему женского футбола в провинции да еще и попытался отразить тренд феминизма.
Сюжет несложный: бойкая, но неуверенная в себе Даня — командир команды «Изумруд Металлург», которая существует на средства завода в Таганроге. Играют девчонки без огонька, понемногу перебегают к соперникам. А тут ещё и добряк-директор лег в больницу, а его преемник-оптимизатор собирается прикрыть лавочку — он в принципе не верит в женский футбол. Чтобы убедить его не прекращать финансирование, Дане придется набрать новых игроков, поладить с новым тренером и привести команду к победе в матче.
Кандидатки есть, но они заняты семьями, разводами, подработками и прочими далекими от футбола вещами. Дане придется за пару тренировок возвращать их в форму, пытаться зажечь волю к победе и параллельно бодаться с тренером-пофигистом, который в гробу видал весь этот провинциальный спорт. Разумеется, все как-то магически разрулится, и девчонки вспомнят, как лихо они пинали мяч в детстве, а тренеру вдруг станет не пофиг.
С точки зрения футбола оценить сложно — я не знаток. Ну тренировались актрисы с профессиональными игроками, ну играли сами. Зато сценарий набит штампами: вот герои вроде как оживленно спорят, а ты уже знаешь, какая фраза прозвучит следующей. Вот они поругались, вот их разговор остальные подслушали и, конечно, обиделись. Вот они на звонок не отвечают, глаза отводят, вздыхают. Вот они снова в себя поверили, зарядились и сейчас как покажут всем.
Игра безнадежна — кажется, что актерам просто никак. Реплики звучат без малейшего интереса, заученно, но с выражением — как стихи на детском утреннике. Слезы здесь прямо выдавливают, улыбки тоже. Давно не видела кино, в котором артисты настолько не горят своими ролями. Даже речь тренера, которая должна была звучать как манифест равноправия, кажется бледной, неискренней и скучной. Странно, ведь в других фильмах та же Любовь Аксенова выглядит как минимум увлеченной. Единственный персонаж, который смотрится натурально — маленькая плачущая девочка с мячом.
Попытка сделать современный модный саундтрек тоже потерпела неудачу: да, в нем есть треки Хаски и Муси Тотибадзе, но получилась жуткая мешанина, в которой нет ни посыла, ни гармонии. Музыка притянута за уши и не создает настроения, но добивает весь этот сюр «Тополиный пух» от «Иванушек Интернешнл» — бессмертный хит, который звучит аж два раза и отражает внутренний юношеский задор героинь. Оба раза на этом хочется закончить просмотр — лишь бы не дослушивать.
И самое главное — есть ли что-то о женских правах в «Нефутболе»? К сожалению, и это не получилось: почти все героини после победного матча разбегаются к своим мужчинам и повисают у них на шеях — поиграли и хватит, часики-то тикают, надо женское счастье искать. И «пламенная» речь тренера от этого кажется еще более фальшивой. В советской «Королеве бензоколонки» феминизма и современности в разы больше (как и обаяния), а сексистских шуточек меньше.
Всюду кринж и фантастика: например, одна девушка соблазняет бойфренда, надев его рубашку российского полицейского (что может быть более несексуальным?). Другая на улице знакомится с миллионером и потом целуется с ним на его яхте, как в клипах из 90-х. Третья безропотно выходит замуж за бывшего заключенного, которого ей сосватали родители. Сама Даня просто начинает встречаться с тренером — своим начальником. Вот такое лицемерное кино получилось.
За рубежом кино о сильных девчонках — уже давно настоящая классика. Героини — юристки, танцовщицы, журналистки, спортсменки, студентки и кто угодно вообще, а объединяет их вера в себя и целеустремленность. За кадром звучит веселая современная музыка, а главная идея — «Все получится, границ нет!».
В Россию такое кино пришло с отставанием и прихрамывая. Создатели «Нефутбола» попытались сделать что-то вроде «Играй как Бекхэм» или «Добейся успеха», но не рискнули шатать скрепы — поженили всех и ушли в закат. Остается надеяться — может, это только начало? Ну или на самом деле героини выбрали бы ту жизнь, которую сами захотели?
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!