Неоновые 80-ые. Возвращение в Вайс-Сити

Вайс-Сити. Город порока. Город контрастов, где залитые солнцем пальмовые аллеи и лазурные берега соседствуют с криминальным миром. Место, где девушки в бикини ходят по тротуарам, в то время как за ближайшим углом идет кровопролитная разборка между конкурирующими бандами, не поделившими рынок наркотиков. Здесь можно быстро взобраться на самую вершину, выстилая себе дорожку трупами конкурентов, либо же умереть в любой день от шальной пули.

Небольшое отступление, в котором сразу же хочу отметить, что это не банальная история серии или ностальгическое нытье. Это просто взгляд на игру, пусть и культовую, с поправкой на наши дни. Хотя без ностальгических ноток все же не обойтись. На очередное перепрохождение Grand Theft Auto: Vice City меня побудило портирование старых частей GTA на PlayStation 4. Пройти такую игру с комфортом и выбить заветную платину – для меня это приятный вызов, который я просто не смог не принять. Так уж сложилось, что играть я начал в обратном хронологическом порядке: не так давно я перепрошел San Andreas, на днях добил Vice City, и более чем уверен, что скоро засяду и за GTA III.

Но вернемся к теме. GTA: Vice City – удивительная игра. И, пожалуй, больше всего удивляет в наши дни то, что она вышла спустя ровно год после выхода третьей части, а это, считайте, у ее создателей было всего 7-8 месяцев на непосредственно саму разработку. Масштабный open-world проект ААА-класса за 7-8 месяцев – это что-то нереальное. Такое ощущение, что сотрудников заперли в офисе, насыпали где-то по центру помещения гору кокса и поставили их перед фактом, что они выйдут только тогда, когда проект будет готов.

После GTA III, которая первой переехала в полное 3D, удивить геймеров было уже не так просто. Но Rockstar North очень удачно сыграла на контрастах: сначала серый и мрачный Нью-Йорк (Либерти-Сити), а потом солнечный, красочный Майами (Вайс-Сити). К слову, это был вовсе не гениальный и продуманный ход – все города, которые мы привыкли видеть в серии, присутствовали еще в самой первой части. Разработчики просто следовали тому, что уже было заложено несколько лет назад.

Людям не в теме может показаться, что Vice City – простенькая, глупая, циничная и лишенная всякого смысла игрулька про то, как чувак в бирюзовой гавайской рубашке устраивает геноцид на улицах Майами. Но знакомые с американской культурой с первых же минут будут просто утопать во всевозможных отсылках к популярным фильмам, описывающих 80-ые годы прошлого века: это и «Лицо со Шрамом», и «Путь Карлито», и «Полиция Майами». В одном из особняков Вайс-Сити без труда узнается дом Тони Монтаны, а адвокат Розенберг – копия адвоката Дэвида Клеинфелда из фильма Брайана де Пальмы. Черт, да тут даже аэропорт назван в честь Пабло Эскобара, самого известного колумбийского наркобарона XX века. Я хочу сказать, что такого класса игру, с таким количеством деталей не могут сделать – простите за утрирование – недоразвитые подростки с маниакальными наклонностями. Вот первый Saints Row – могут запросто. Но не Vice City.

GTA: Vice City не пытается казаться серьезной. Это сатира. Да, едкая и острая, но все же сатира. Никто не агитирует брать в руки пистолет-пулемет, мочить прохожих, грабить тачки и отбирать деньги у убитых проституток. Это гипертрофированная мультяшная пародия на 80-ые. Частично все это было, частично все это есть и сейчас – никто ничего не выдумывал. Главный герой, Томми Версетти, рано осознал, что миром правят деньги и что заработать достаточно денег честным путем в этом мире невозможно. Он ступает на скользкую дорожку, стремительно взлетает ввысь по криминальной карьерной лестнице и… попадает в тюрячку на 15 лет.

После отсидки Томми возвращается к грязным делишкам, ведь мир, по сути, не поменялся и не поменяется никогда. Поменялся лишь Томми, став более недоверчивым, прагматичным и целеустремленным. Vice City – первая Grand Theft Auto, в которой разработчики уделили внимание характеру главного героя. До этого протагонисты были безмолвными словно один известный ученый с монтировкой. Причем озвучивал Томми не безызвестный парень, которого нашли в ближайшей забегаловке, а профессиональный актер Рэй Лиотта. Сценарий и его подача были очень далеки от идеала, но для того времени этого было более чем достаточно, чтобы заполнить пробелы между миссиями и вызвать улыбку.

О самом городе Вайс-Сити сейчас говорить очень сложно. Когда-то он казался действительно большим, просторным и прекрасным. Сейчас… сами понимаете. Покатавшись по двум доступным «большим» остовам, понимаешь, что игровой мир по сегодняшним меркам очень скромный. С самой южной точки до самой северной на быстрой машине можно доехать быстрее, чем за две минуты. Особенно забавно при этом выглядит экран загрузки, который можно наблюдать при переходе с одного острова на другой. Несмотря на все это, ездить по городу приятно: он солнечный, красочный, разнообразный. Со временем начинаешь запоминать местонахождение всех магазинов, ключевых мест, вертолетов и бонусов типа аптечек, брони и т.д. И вот ты уже свободно колесишь по городу, не обращая внимания на мини-карту, получая наслаждение от езды (пусть и с примитивной физикой) и заводных радиостанций.

Саундтрек – это душа GTA: Vice City. Он задает тон игре, окунает вас в атмосферу 80-ых. Катаясь по неоновым улицам ночного Вайс-Сити, просто невозможно не притоптывать ножкой и не подпевать Кори Харту «I wear my sunglasses at night, so I can, so I can», ну или – только не смейтесь – «You take my self, you take my self control». С музыкой «рокстары» попали прямо в точку, и, пожалуй, подобрать список, который еще лучше передавал бы дух эпохи 80-ых, нереально. Около 9 часов музыкальных композиций, болтовни ди-джеев и уморительной пародийной рекламы. OST был настолько крут, что его даже выпустили отдельно, на 7 дисках.

Геймплейно игра неплохо себя чувствует и в наши дни. В основном благодаря большому разнообразию миссий и забавной форме их подачи. То нас просят угнать танк прямо из-под носа военных, то вызволить из тюрьмы профессионального взломщика сейфов, то сбросить бомбы в районе недостроенного здания конкурирующей фирмы, управляя при этом радиоуправляемым вертолетом (да-да, та самая «миссия с вертолетиком»). Но если в детстве игра казалась сложной, то сейчас практически все миссии щелкаются как семечки. В итоге Vice City мне показалась довольно короткой. Да что там показалось – она и есть короткая. Что неудивительно, учитывая крайне сжатые сроки разработки. Правда, прохождение на 100%, а это помимо всего прочего – выполнение всех rampage-миссий, уникальных прыжков, миссий госслужб, сбор спрятанных пакетов и многое другое – отнимет немало времени. К тому же никто не отменял возможность подурачиться и повалять дурака, за что в свое время мы и полюбили серию.

О проблемах старых частей Grand Theft Auto я уже расписывал в недавнем материале, так что не буду повторяться. Единственное, что хочется упомянуть, – это невозможность управлять камерой. Вращать ее правым стиком можно было лишь в San Andreas и последующих частях. В Vice City же правым стиком можно только оглядеться с видом от первого лица, а при езде в транспорте он вообще не работает. Думаю, не стоит говорить, что это временами вызывает дичайший дискомфорт, а порой приводит и к случайной смерти героя. Целиться оружием, у которого нет функции автоприцела, тоже крайне неудобно – чувствительность стиков слишком велика и настроить ее, увы, нельзя.

Grand Theft Auto: Vice City_20160617133659

GTA: Vice City навсегда останется для фанатов франшизы одной из любимейших, а то и самой любимой частью серии. Почему? Сложно ответить однозначно. Скорее всего, все дело в атмосфере. Солнечный город с пальмами и лазурными берегами – чем не рай на земле. А кто откажется от рая?


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!