Российский хоррор по-прежнему пугает разве что своим качеством. Такая мысль возникает после просмотра очередного опуса Святослава Подгаевского, режиссёра невнятной, но трехкратно окупившей себя в прокате «Пиковой дамы». Его новое творение «Невеста» может постигнуть та же участь, если только зритель захочет во второй раз смотреть не самый изобретательный ужастик на свете.
В 19 веке молодой фотограф при помощи чёрной магии воскресил из мёртвых свою жену в теле другой девушки, чему супруга горе-экзорциста отнюдь не обрадовалась. И вот уже в наше время мы видим молодую девушку Настю, которую её новоиспечённый муж везёт знакомиться со своими родственниками, предками того самого фотографа. Дальнейшие события зритель, достаточно искушённый в фильмах ужасов, может предсказать с точностью вплоть до финала. Впрочем, кое-где «Невеста» умудряется опровергать ожидания, но, к сожалению, отнюдь не в приятном смысле слова.
Подгаевский сам написал сценарий для фильма, и сразу видно, что человек он в отношении любимого жанра вполне насмотренный. Пока что у него, как и в «Пиковой даме», лезут, как тараканы из щелей, всевозможные клише, подсмотренные у лучших представителей мирового кинематографа. Тут вам и «Омен», и «Ребёнок Розмари», и «Астрал«, и просто все штампы всевозможных современных малобюджетных хорроров, спродюсированных Джейсоном Блумом. Но больше всего режиссёр любит творчество Гильермо дель Торо, и это видно невооружённым глазом. В частности, некоторые кадры при всём желании можно спутать со спродюсированной им «Мамой», а то и «Приютом». Тут даже есть свой аналог Хавьера Ботета.
Но вторичность – не такая большая проблема. Что важнее – сам сценарий никуда не годится. Вся эта история с экзорцизмом и призраками в древнем окологотическом доме могла бы увлечь непритязательного зрителя. Но некоторые моменты авторы вставляют будто шутки ради, сохраняя при этом максимально серьёзное лицо. Так, в какой-то момент Настя, выйдя из своей комнаты, вдруг видит вместо сестры своего супруга собственного двойника, а потом ещё одного, и ещё. Почему, зачем, как – никто не объясняет. Должно быть, просто мистическая аура дома пытается запугать девушку и прогнать её от греха подальше. Но зрителю от этого смешно. А кульминация картины – это один большой пример того, как нельзя делать фильмы ужасов.
Также в этом жанре очень важны главные герои, ведь мы будем за них переживать и ассоциировать себя с ними. Но здесь и этого нет: главная героиня мало того, что выглядит неубедительно, так она ещё и раздражает. До самого финала, за исключением редких моментов, Настя смотрит дубовыми глазами в камеру, иногда слабо улыбается, а там, где надо, по идее, вопить от ужаса, лишь слегка взволнованно дёргает бровями и приоткрывает рот. Не зря один из первых кадров, в которых нам её представляют, фиксирует внимание зрителя на её пятой точке в нижнем белье, чтоб хоть как-то привязался. В её характере нет никаких привлекательных черт, она глупа, безвольна и совершенно неестественна, как кукла Барби. То же самое можно, кстати, сказать и о её кавалере – да и о всех прочих персонажах в целом.
Есть ли что-то хорошее в этом фильме? Ну, есть хорошая цветокоррекция, внушительные декорации старого дома 19 века и (местами) неплохая компьютерная графика. Дать бы Подгаевскому внятный сценарий, который заинтересует актёров в том, чтобы играть убедительно – и он бы наверняка смог снять, как минимум, нормальный хоррор в российских реалиях. Но пока что «Невеста» по-прежнему похожа на смелую, но небрежную попытку «сделать зрителю страшно». Фильм ужасов, который пытается стращать жуткой тёткой, умеющей громко орать, в 21 веке выглядит скорее смешно, чем пугающе.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!