Да, Нетфликс: Окча – Сама свинья

Первоначальные аннотации к сюжету нового фильма Пон Чжун Хо звучали примерно так: «о дружбе маленькой девочки и монстра и их приключениях от Сеула до Нью-Йорка». Одним из ключевых козырей в фильмографии важнейшего из южнокорейских режиссёров современности является похожая по заявленной завязке картина «Вторжение динозавра», содержащая мощный экологический и политический подтекст. Там огромный монстр, появившийся в результате выброса крупной партии отравляющих веществ в реку, жрал людей пачками, а правительство сидело, сложа руки, молча наблюдая за развернувшейся бойней. Спустя 10 лет Пон Чжун Хо выпускает «Окча» – на этот раз, кажется, фильм сделан так, чтобы даже безмозглый смог разобраться. И это плохо.

Маленькая девочка живёт в горной деревеньке вместе со своим лучшим другом — Окчей, генетически модифицированной свиньёй размером с маленького слона. Идиллии наступает конец, когда из Нью-Йорка прибывает слегка сдвинувшийся на почве былой популярности зоолог и забирает порося-переростка в Америку. Разумеется, отнюдь не для того, чтобы обеспечить ей прекрасную жизнь в зоопарке. Свинюшки являются частью рекламной кампании одержимой жаждой успеха предпринимательницы и будут пущены на колбасу нового поколения. Несогласная с таким поворотом событий девочка бросается вдогонку за любителями генетически модифицированного бекона.

Надо сказать, что, вопреки абсолютно голливудской, почти мультяшной завязке в духе мультфильмов Aardman AnimationsПобег из курятника»), фильм отнюдь не является детской сказочкой про дружбу умной свинки и девочки с золотым сердцем. В эту сказочную историю вмешиваются столь любимые Пон Чжун Хо страшные картины современного мира, правда, поданные в сатирическом ключе. ГМО, экологический терроризм, отупляющая сила рекламных кампаний, жестокое отношение человека к животным… В своих предыдущих фильмах он не щадил никого. Бездействие правоохранительной системы («Воспоминания об убийстве»), несовершенство законодательства Южной Кореи («Мать»), даже нарочито комиксный «Сквозь снег» был фильмом о вечной войне между сословиями с разнящимся материальным достатком.

И всё бы хорошо было – формат «взрослой сказки» позволяет говорить о серьёзных вещах простым и доступным языком, вспомнить хотя бы недавний «Голос монстра». Но вот что плохо: Пон Чжун Хо, мастер точных и колких, пускай даже лобовых ударов по несовершенствам нашего мира, в «Окче» опустился до уровня откровенного троллинга. Причём совершенно безыдейного и не несущего в себе никаких целей, что особенно печально. Сумасшедшая предпринимательница, ровно как и её ещё более ненормальная сестра (снова Тильда Суинтон играет сразу две роли), рефлексирующий на фоне былой славы зоолог (усатый Джейк Джилленхол) и главарь агрессивных борцов за уважительное отношение к природе (Пол Дано) — все они будто обрисованы толстым контуром, чтобы не дай Бог зритель не придал им дополнительных черт: хороший, плохой, злой, свинья.

Возникает вопрос: почему же, ударяясь в высмеивание пороков современного мира, Пон Чжун Хо, всегда дававший своим персонажам яркие характеры, на этот раз их сделал столь плоскими? Почему террористы-экологи такие откровенные идеалисты, практически кружок ассасинов, в котором малейшее отступление от некоего кодекса чести карается ударом в харю? Разве это соответствует реальности, которую режиссёр высмеивает? Почему персонаж сестры главной злодейки появляется лишь для того, чтобы подчеркнуть наследственность сволочизма в их семействе? Это ведь не детский фильм, чтобы зрителю всё разжёвывали, как представителю «самых маленьких». Здесь убивают животных, присутствуют фразы вроде «this pigs will be fucking tasty!», а за кадром даже остаются сцены (простите) животного секса. Так почему со зрителем говорят, как с ребёнком?

Ответ может быть проще, чем кажется: Пон Чжун Хо, как и двое других его коллег Пак Чхан Ук и Ким Чжи Ун, рвётся в Голливуд. Его талант может выдать блокбастер с человеческим взглядом (всё тот же «Вторжение динозавра», несмотря на слабую графику, смотрелся как южнокорейская версия фильмов про Годзиллу), но для этого ему нужны большие бюджеты. Южная Корея – страна, где делают отличное кино, но размаха 20th Century Fox ей всё равно не видать, а с таким фильмом есть шанс получить непосредственное предложение из Голливуда и сделать масштабный проект. Иначе никак не получается оправдать появление в небольшой, но яркой фильмографии одного из ключевых азиатских режиссёров такого откровенно проходного и популистского фильма.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!