Питер Уоттс «По ту сторону Рифта», сборник рассказов

В прошлом месяце издательство «АСТ» порадовало любителей творчества Питера Уоттса изданием его сборника рассказов «По ту сторону Рифта» на русском языке в рамках серии «Звёзды Научной Фантастики». Книга вышла в суперобложке, и на полке смотрится очень красиво.

chvhkj

Какой рассказ является самым сильным? Безусловно — «Остров», в принципе это самая большая вещь в сборнике. Хорошая получилась повесть, или рассказ, хотя по «хронометражу» скорее повесть. История повествует об экипаже корабля Эриофора, который занимается тем, что устанавливает «врата», некие порталы для тех, кто отправил их заниматься возведением этой космической магистрали. В конечном итоге мы узнаем, кто это, но развёрнутого ответа не ждите. Члены команды проводят десять тысячелетий в стазисе, пока судно добирается до очередного пункта назначения. Проснувшись, они должны исследовать систему, в которую попали, и заняться возведением врат. При этом они не знают, что произошло за минувшие тысячелетия, и могут только предполагать, кто или что появится из врат, которые они построили.

По структуре повесть ближе всего к «Ложной Слепоте», здесь достаточно много научной терминологии, поэтому адекватное восприятие истории произойдет лишь в случае,  если вы уже читали Уоттса. Если нет, то история покажется перегруженной научными терминами. Автор не упрощает многие детали, видимо хочет, чтобы мы были в достаточной степени сведущи для понимания вещей, описанных в «Острове». Схожесть с «ЛС» заключается ещё и в том, что Уоттс снова описывает контакт экипажа космического корабля с чем-то инопланетным, непонятным. Но тут он прорабатывает еще и эмоциональную составляющую. Члены экипажа по-разному воспринимают этот контакт, это влияет на их мышление и поступки.

Что радует больше всего, так это фантазия автора, его способность взглянуть на вещи с необычного ракурса. Ведь когда дело касается пришельцев и форм, которые они могут приобретать, пространство для воображения практически безгранично, хотя зачастую нам попадаются какие-то существа в экзоскелетах, монстры, жуки или инопланетяне в облике человека. Это не очень оригинально и уже приелось, по правде говоря. У Уоттса же в «По ту сторону Рифта» инопланетяне воистину необычны, чужды нашему восприятию, как и должно быть:

«И, уподобляясь занавесу между этим и нами, мерцает радужная форма жизни, хрупкая и бессмертная, немыслимо чужая, которая превращает все, чего мой вид когда-либо достиг, в грязь и дерьмо простым трансцендентным фактом своего существования. Я никогда не верила в богов, вселенское добро или абсолютное зло. Я верила только в одно: есть то, что работает, и то, что не работает. Все остальное лишь дым и зеркала, реквизит для манипулирования работягами вроде меня.

Но в Остров я верю, потому что не обязана в него верить. Его не нужно принимать на веру: он вырастает прямо по курсу, его существование – эмпирический факт. Я никогда не познаю его сознание, никогда не узнаю подробности его возникновения и эволюции. Но я могу его видеть: массивный, ошеломляющий, настолько нечеловеческий, что он просто обязан быть лучше нас, лучше всего, чем мы когда-либо можем стать».

Как обычно, история понравилась, немного ошеломила, и после её прочтения осталось какое-то чувство недосказанности, банально хочется продолжения. Хотя, если рассуждать здраво, то концовка получилась связной и правильной.

Ещё одним сильным рассказом в сборнике является «Подёнка» — он феноменален, в нет ни единого лишнего слова, а каждое предложение несёт эмоциональную нагрузку. И, как обычно, автор не щадит чувства читателя, предоставляя ему возможность во всех красках вообразить все те… не самые приятные вещи, которыми наполнены его творения. Написано в соавторстве, но в духе сольного творчества автора. Остальные рассказы порадовали широким спектром затронутых проблем и представленными идеями.

Сам сборник не стоит читать залпом, иначе вас постигнет чувство пресыщения. Были и слабые вещи в сборнике, а именно два микрорассказа — «Хиллкрест против Великовского», который оказался больше «микро», чем «рассказом». Слишком маленькая и сумбурная вещь, чтобы представлять из себя что-то толковое. Трудноперевариваемая и не складывающаяся во что-то целостное. Оксюморон заключается в том, что это очень маленький рассказ, буквально несколько страниц, но дочитать его было тяжело, как будто сквозь монотонный омнибус пробираешься.

И второй рассказ — «Повторение пройденного». Краткое описание гласит: «2017 год, бывший пленник концлагеря сталкивается с тем, что его внук непочтительно относится к могилам жертв Холокоста. С помощью современной медицины мужчина решает привить подростку уважение к предкам». Чтобы понять, о чём в нём идёт речь, нужно прочитать не сам рассказ, а его краткое описание.

А в целом очень хорошо получилось, были встречи с инопланетными формами жизни, хотя термин «инопланетные» предполагает привязку этих форм жизни к иным планетам, а про «чужих» Уоттса такое не всегда скажешь; были живые бури; компьютерный интеллект с четырехзначным уровнем IQ, запертый в оболочку маленькой девочки; девушка с навязчивыми идеями; религиозная концепция, согласно которой истинно верующие люди считаются настоящими язычниками; два возвращения в мир «Рифтеров», и многое другое.

В послесловии автор рассказал нам немного о себе и том неприятном инциденте, который произошёл с ним на границе и повлёк за собой судебное разбирательство. А ещё автор называет себя оптимистом, и если вы читали его творчество, то истинно уверуете в то, что это именно так.

Получилось достаточно концентрированно в плане оригинальных идей и задумок, множество тем и взглядов позволили не заскучать и насладиться этими лаконичными историями, которые оставляют пищу для ума.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!