Станция «Игровая»: История Sony PlayStation

За два десятка лет истории бренда PlayStation у корпорации Sony было много как больших побед на консольном рынке, революционных решений и рекордов, так и досадных поражений, поворотов не туда и откровенных проколов. Вот выжимка того, чего вам не помешало бы знать или освежить в памяти.

PlayStation: Начало

История PlayStation берёт начало в совместном предприятии Sony и Nintendo. Да, когда-то азиатские платформодержатели имели шанс захватить мир ещё в конце 80-х, но не срослось. В 1988 году Nintendo наняли башковитого инженера Кена Кутараги у тогда ещё не конкурента ей компании Sony, чтобы тот разработал новый тип носителя, т. к. картриджи Super Famicom (SNES) не могли похвастаться ни ёмкостью, ни устойчивостью к внешним воздействиям, ни защитой от копирования. Нужно было что-то принципиально новое. Совместная работа над носителем нового поколения под кодовым названием «SuperDisk» выродилась в самую первую консоль под маркой «PlayStation». Данную разработку не принято называть так. Сказать по правде, у неё вообще нет устоявшегося названия, но в кулуарах Sony часто звучали слова «play» и «station», среди игроков же консоль часто ошибочно прозывают PSX. Это была поистине легендарная коробка, о которой  могли только мечтать многие геймеры. По сути консоль не имеет аналогов до сих пор, ведь она в перспективе запускала бы игры от двух существенно разных платформ – Nintendo (картриджи) и условной PlayStation (собственно SuperDisk). Однако же массового производства так и не было налажено из-за разошедшихся путей самураев, которые банально не поделили неубитого медведя. За день до презентации устройства на выставке CES 1991 шеф Nintendo Хироси Ямаути расторгнул контракт с Sony, посчитав его унизительным и грабительским (по сути так и было, Sony прописывали себе все права на контент с обоих типов носителей). Всего 200 экземпляров чудо-консоли увидело свет и теперь потенциально революционные устройства пылятся на редких полках музеев и фанатских домов.

«Отец PlayStation» Кен Кутараги однажды сделал консоли статьёй номер 1 доходов компании
«Отец PlayStation» Кен Кутараги однажды сделал консоли статьёй номер 1 доходов компании

Пока шли судебные разбирательства, Кен Кутараги с командой продолжали разработку уже независимой игровой приставки Sony PlayStation. Верхушка компании с огромным скепсисом относилась к задумке и даже «сослала» с глаз долой весь отдел в Америку на поруки Sony Music. Но уже очень скоро будущий «отец Playstation» нашёл единомышленников и основал Sony Computer Entertainment Inc. Так был дан старт новой эре видео развлечений. От технологии SuperDisk решено было отказаться, но на полку её никто класть не стал – диск доработали под нужды консоли. Новый носитель CD-ROM мог похвастаться повышенной степенью защиты, как программной, так и физической. Поговаривали даже, что царапины не мешали считыванию информации с носителя, но этот миф был скоро развеян особо усидчивыми игроками. Увидевшая свет в октябре 1994 года 32-битная приставка пятого поколения умела не только запускать лицензионные игры (пиратство и перепайка появились далеко не сразу), но и уже тогда выступала в роли домашнего мультимедийного центра – крутила музыкальные компакт-диски и редкие фильмы.

С задержкой в год на преодоление трудностей с CD-приводами и мёртвым сезоном в плане игровых продуктов, Sony PlayStation быстро завоевала сначала домашний рынок, а потом ещё и западный главным образом за счёт более низкой стоимости (299 долларов) по сравнению, например, с Sega Saturn. Первыми партнёрами Sony стали Electronic Arts и Namco. Однако же для геймеров основу «игровой станции» составляла не столько начинка на уровне персонального компьютера среднего уровня, сколько новаторский контроллер DualShock. Он оставлял далеко позади свежие геймпады для приставок Sega и Nintendo, они были будто из 8-16-битной эры, а геймпад от Sony заглядывал далеко в будущее. Первые манипуляторы для приставки никакими «дуалшоками» не были. О DualShock‘е узнали в 1997 году, когда была представлена новая версия контроллера для PlayStation с аналоговыми джойстиками-стиками снизу. Под большими пальцами игроков ждало ещё одно новшество – вибромоторы для обратной связи с игроком. В первые годы разработчики не знали что с таким богатством делать и просто пугали игроков во время ударов, выстрелов, взрывов и прочей шумной активности, но со временем они научились программировать вибрацию, чтобы она усиливала эффект присутствия по ту сторону экрана.

Базовая комплектация PlayStation всегда была не очень богатой. Для желающих получить всё и сразу придумали бандлы, но в наших краях они появились не сразу.
Базовая комплектация PlayStation всегда была не очень богатой. Для желающих получить всё и сразу придумали бандлы, но в наших краях они появились не сразу.

Ещё одним существенным отличием от конкурентов стали Memory Cards, которые в народе окрестили просто «мемками». Теперь не нужно было бояться того, что из-за маниакально экономящих энергию домочадцев или глупого брата не сохранится прогресс в игре. Карты памяти оставляли в прошлом и традицию таскать с собой консоль, потому что там «почти до босса дошёл» и вообще «бойцы круче, чем у Серёги». На карточке помещались достижения сразу нескольких игр. Японские игроки даже имели специальный девайс-кардридер, походивший на другое японское развлечение – «Тамагочи». PocketStation позволял не только загружать сохранения, но и умел развлекать обладателя за пределами экрана посредством монохромного экрана, нескольких кнопок и незаурядных игр. В самой компании не возымевшее большой популярности устройство называют прародителем будущей карманной линейки от Sony.

Задолго до т.н. «девкитов», специальных консолей с расширенным функционалом для разработки приложений, Sony предпринимала попытки сподвигнуть самих игроков на создание игр. Одной из наиболее известных инициатив в этом направлении стал проект Net Yaroze, что с японского переводится как «Давай вместе!» Эксклюзивная чёрная консоль, в отличие от стандартной серой, стоила в два раза больше, но зато за ощутимые $750 игроки получали диск с необходимым инструментарием, толстенную инструкцию, кабель для подключения к компьютеру и полное отсутствие как защиты от проигрывания сторонних дисков, так и региональной блокировки. Возможности по созданию фактически «инди-игр» были весьма ограничены, так что самые большие и талантливые программисты не сильно преуспели. Но работа с коммьюнити велась, и какие-то игры всё-таки попадали на диск и страницы официального журнала PlayStation (Official PlayStation Magazine).

Первая консоль под брендом PlayStation и её уменьшенная Slim-версия. Традиция перевыпуска компактных решений никогда не нарушалась.
Первая консоль под брендом PlayStation и её уменьшенная Slim-версия. Традиция перевыпуска компактных решений никогда не нарушалась.

Дефицита игр у консоли не наблюдалось. Sony удалось переменить на свою сторону многих разработчиков, в особенности тех, кому было некомфортно в тесных рамках картриджей и мудрёного лицензирования Nintendo. Sony дали толчок таким легендарным играм и студиям, как Gran Turismo (Polyphony Digital), Crash Bandicoot (Naughty Dog), Resident Evil (Capcom), Tomb Raider (Eidos), Silent Hill (Konami). Были и легендарные домашние Metal Gear Solid и Final Fantasy, которые успешно шагнули в 3D благодаря своим соотечественникам, тем самым обрекая серии на долгоиграющий успех.

Начало традиции к выпуску утончённых компактных версий исходной консоли было положено в 2000 году. Консоль PSone (именно маленькими буквами) «побелела», стала существенно меньше, легче и возымела обтекаемые округлые формы. Она стала поистине народной консолью, которую из-за снижения цены купило ещё больше людей. Входивший теперь уже в изначальную комплектацию контроллер DualShock был далеко не единственным отличием первой «слимки». Sony переделали систему защиту от копирования и очень гордились этим, но, увы, не долго музыка играла в штабе SCEI – нехорошие игроки очень быстро навострились перепаивать и эту консоль. Русские игроки, например, пошли дальше и «перешли» с лицензионных английских или японских игр на локализованные на коленке пиратские поделки, официальной альтернативы которым, впрочем, не наблюдалось.

В марте 2006 года (окончание производства первых PlayStation) суммарные продажи обоих версий приставки перевалили за 100 млн., что стало большим достижением для индустрии в целом. Общее число лицензионных копий игр достигло 1 млрд.

Рождение легенды

Останавливаться на достигнутом новоиспечённые короли консольного рынка, разумеется, не собирались. Кутараги выродился в большого человека, который уверенно вёл свой корабль навстречу новым горизонтам. Перед ним даже маячил пост президента всея Sony, но на свято место нашлись другие желающие. В сентябре 1999 корпорация с помпой представила следующую приставку PlayStation 2, а в марте 2000 она уже оказалась на полках всех японских магазинов техники. За первые два дня цифры продаж выдали фееричный рекорд в 1 млн. Успех мог бы стать ещё более ошеломляющим, если компания успела к запуску произвести больше заветных коробок. PS2 была таким желанным поп-продуктом, ради которого люди начали за день-два выстраиваться в очереди, т. е. задолго до продуктов компании Apple. Осенний релиз в Америке и Европе по всё той же цене в $299 создал дефицит ещё и на Западе, но ничто не могло помешать триумфальному шествию консоли по планете. Вышедшие чуть позже Game Cube от Nintendo и первый опыт Microsoft в области консолестроении Xbox не могли тягаться с PlayStation 2, пусть и стоили меньше, предлагали привлекательный набор сервисов и бонусов с покупкой. Консоль от Sony скупали на аукционах, за ними охотились, ездили в другие страны. При нынешней конкуренции среди платформ, пожалуй, никогда уже индустрии не увидеть такого доминирования одной компании в умах игроков.

Самая массовая приставка для гостиной PlayStation 2 ввела в моду палаточные городки у магазинов до старта продаж.
Самая массовая приставка для гостиной PlayStation 2 ввела в моду палаточные городки у магазинов до старта продаж.

Но брали консоль не только лишь за заслуги предшественницы. Во-первых, это был самый дешёвый DVD-плеер. В начале 2000-х фильмы вовсю наводняли полки с CD и редкими VHS-кассетами, но смотреть их из-за дороговизны, прежде всего, проигрывателей никто не рвался. Ситуация повторилась через 6 лет с релизом PlayStation 3 и Blu-Ray, вплоть до того, что консоль в обоих случаях играла на опережение рынка и продавалась в убыток. Во-вторых, новая начинка и новый контроллер. DualShock 2 визуально не отличался от предшественника, разве что чёрным цветом, как и вся консоль. Соображал геймпад в два раза быстрее, работая на увеличенных вдвое частотах. Ключевым отличием от DS1 стала чувствительность к силе нажатия, которая отражалась на дальности прыжков, силе удара и прочих игровых переменных. Карты памяти никуда не ушли, а просто были заменены на более емкие образцы.

Второе поколение PlayStation сделало существенный шаг в сторону периферии и подстройку игрового опыта под запросы геймеров. В первый и последний раз Sony поступили хорошо, подарив практически полную обратную совместимость между приставками: диски, пады, карты памяти и даже шнур питания от PSone работали на PS2. Из новенького к покупке предлагались аксессуары различной принадлежности и официальности, начиная от специальных мечей и пистолетов для конкретных игр и заканчивая клавиатурой, мышью и камерой PS Eye. У первых версий PS2 был даже 3.5” разъём под жёсткий диск или сетевой адаптер. Если сетевой функционал был по большей части лишь попыткой заглянуть в будущее и работал в единичных случаях, то жёсткий диск на 40Гб значительно ускорял скорость загрузки особо «тяжёлых» игр за счёт копирования части материалов на подкорку. Утончённая slim-версия обрела разъём для сетевого кабеля, но вместе с существенным сбросом веса лишилась отсека для расширения, выкинула вон из корпуса блок питания, но начало работы с HDD было положено.

Медиа-центр PSX при всей монструозности и нишевости привнёс ряд существенных изменений в мир будущих PlayStation.
Медиа-центр PSX при всей монструозности и нишевости привнёс ряд существенных изменений в мир будущих PlayStation.

Были и совсем уникальные девайсы, которые были далеко не у всех, но след в индустрии оставили. Ради удобства Sony решила объединить свой фирменный телевизор BRAVIA с консолью PS2. Из-за дороговизны первых цена получалась не совсем адекватной, но в эпоху «видео-двоек» такое комбо было пределом мечтаний многих. В 2003 году мир увидел медиа-центр PSX. Он походил на толстенный видеомагнитофон белого цвета, но с окошком для дисков. На деле это оказался DVD-рекордер с функционалом PlayStation 2, жёстким диском на 160Гб и специальным пультом. Контроллера в комплекте не было, и обычные DualShock 2 не подходили, требовался специальный белый DS2 для подключения по USB. Несмотря на богатый инструментарий, который позволял монтировать видео, обрабатывать фотографии и беззаботно играть, успеха PSX не сыскал. Но свою пользу белая коробка всё-таки внесла – именно в ней впервые был представлен пользовательский интерфейс XMB (Cross-Media bar), на котором базировались последующие консоли вплоть до восьмого поколения.

В шестом поколении игровых приставок лидерство PlayStation 2 обеспечил, прежде всего, переход серии Grand Theft Auto в 3D. Временная эксклюзивность для одной из представленных на рынке консолей обеспечила сотрудничеству Sony и Rockstar Games миллиарды прибыли и десятки миллионов проданных копий GTA. Были и другие герои, в основном, конечно же, высший класс показывали студии «на прикорме» корпорации. Кроме всё тех же FF, MGS, GT и других именитых серий, поколение прошло под мечи Данте из Devil May Cry, яростные крики Кратоса в God of War, громкие дуэты Ratchet & Clank, Jak & Daxter и хитрость Sly Cooper.

PlayStation 2 умудрилась побить множество рекордов предшественника и поставить целый ряд своих. Например, общее число проданных экземпляров перевалило за 150 млн. Достижение пока остаётся пределом мечтаний последующих поколений, даже если показатели нескольких консолей сложить вместе. Кажется, уже никогда не удастся добиться и другого показателя – число проданных дисков. В свете повсеместного перехода на цифровые копии и падением продаж игровых продуктов на носителях полтора миллиарда PS2 так и останутся в Книге Рекордов. И это без учёта пиратских копий, которыми были завалены лотки, несмотря на все предпринимаемые меры.

На момент выхода PlayStation 4 для её «бабушки» ещё выходили игры. FIFA14 и PES2014 вышли на PS2, став фактически последними играми величайшей консоли.

Карманные войны

Успех опьянял. Компания рулила рынком, как хотела, задавала тренды, моду на будущее и не замечала надвигающейся с Запада угрозы от Microsoft. Зато совет директоров волновал тот факт, что Nintendo, в отличие от канувшей в лету Sega, до сих пор на плаву и умудряется контролировать большой процент рынка за счёт портативных консолей. Курс на покорение новых территорий был взят в 2003 году на выставке электронных развлечений E3 в Лос-Анджелесе. Само устройство показано не было, но подробные технические характеристики давали общее представление о выбранном пути. Сам Кутараги-сан называл будущее устройство не иначе как «Walkman 21 века!». Первые консоли PlayStation Portable были отгружены уже в декабре 2004, практически одновременно с другим гением японской мысли – Nintendo DS.

PlayStation Portable был изначально рискованным делом, но первый блин неожиданно комом не вышел.
PlayStation Portable был изначально рискованным делом, но первый блин неожиданно комом не вышел.

PSP походила на геймпад DualShock, с той лишь разницей, что была абсолютно плоской, аналоговый джойстик был всего один и другой, плюс ради эргономики пришлось убрать шифты-«курки» L2 и R2. Консоль оснащалась ярким дисплеем с разрешением 480×272 на 16,7 млн. цветов. Через Wi-Fi консоль могла общаться с внешним миром, в том числе начинать игровые сессии и подключаться к существующим. Игры, которых на старте крайне не хватало, не были самоцелью устройства, многие с удовольствием смотрели на качественном экране фильмы, слушали с него музыку. Основной преградой к моментальной массовости устройства был новый формат диска UMD. Поистине компактный диск (65 мм. в диаметре) мог содержать до 1800 Мб информации, но желающих покупать далеко не копеечные игры и фильмы по цене DVD для одного устройства находилось не много.

Первая портативная консоль могла бы обернуться комом, если бы на помощь не подоспели сами пользователи. Очень быстро появились сторонние прошивки для PSP, которые позволяли запускать фильмы и музыку любых актуальных в то время время форматов, а некоторые и вовсе ломали все запреты на радость любителей халявы, желавших скачивать «образы» игр. Произведённая партия первоначальных PSP расходилась всё равно плоховато, цифры у Nintendo DS/DS Lite были куда выше, так что ждать улучшенной модификации пришлось долго. Модель PSP-2000 поистине удивила, кроме уменьшившихся габаритов, толщины и веса, она получила новый дисплей с диагональю 4.3 дюйма.

Правка цены и разработанные специально под консоль игры любимых на PlayStation серий сумели вывести продажи PSP на отметку в 80 млн. в 2012 году. Казалось бы, приличная сумма, и есть чем гордиться, но на фоне Nintendo DS война была проиграна, т. к. у конкурента вышло чуть ли не в два раза больше консолей в зачёте.

Отстать от поезда и догнать

Возня со старым бестселлером в лице PS2 и всего лишь второй по миру портативной консолью расшатало устои индустрии. В Sony зазевались и упустили момент, когда на ринг вышла консоль нового поколения от Microsoft. Парни из Редмонда сделали работа над ошибками на отлично и выпустили как раз такой продукт, которого все и ждали. Японцы из новаторов превратились в догоняющих, точнее, в неуспевающих. Традиционно новую консоль показали погожим летним деньком в Лос-Анджелесе. Презентация 2005 года произвела фурор, показанная картинка была на порядок выше того, что показывали конкуренты. Ситуация вроде бы начала выправляться, акции поползли вверх, если бы не вскрылось главное – многие показанные материалы были нарисованным видео, а не реальными кусками из будущих игр. Но ещё большую шумиху вызвал новый контроллер, прозванный «бумерангом» из-за соответствующего вида. В наших краях последователя великого DualShock окрестили «бубликом» и тоже обхаяли за сомнительную, на взгляд диванных аналитиков, эргономику.

«Бублик-бублик!» - кричали дети… Контроллер «Бумеранг» для PS3 был встречен очень прохладно. Аудитория не была готова к таким радикальным переменам.
«Бублик-бублик!» — кричали дети… Контроллер «Бумеранг» для PS3 был встречен очень прохладно. Аудитория не была готова к таким радикальным переменам.

Главным отличием от Xbox 360 был привод Blu-ray, который противопоставлялся HD-DVD у Microsoft. С ним то и были связаны задержки выхода. Прошёл год, и на E3 окончательно стало ясно, что Sony сдаваться не собирается. Вновь была показана серебряная консоль, но в руках у «отца PlayStation» было не нечто продолговатое и нелюбимое народом, а визуально старый добрый DualShock! Но это был не он, а новый игровой контроллер Sixaxis. Беспроводная эра сделала своё дело, и теперь провод нужен был только для зарядки геймпада по USB. Вся суть «шестиосника» выражалась в пространственных сенсорах, которые сулили новый игровой опыт с перемещением его в пространстве для выполнения тех или иных действий. Казалось бы, вот он – контроллер мечты – теперь-то все будут довольны, но в нём не хватало одной важной детали. В результате судебных разногласий новинка лишилась тех самых «моторчиков» обратной связи. DualShock получил заветную цифру 3 уже через несколько месяцев, не потеряв Sixaxis-функционал, но стартовое разочарование у игроков хорошо ощущалось. Ещё одной отличительной чертой DS3 была кнопка с логотипом PS по центру. С её помощью вызывалось системное меню, а если приставка была выключена, то прикосновение к кнопке отдавало консоли сигнал о включении.

Кроме самого дешёвого Blu-ray плеера, как и в случае с PS2-DVD, начинка PlayStation 3 содержала ещё одну экспериментальную деталь – процессор Cell. Его особая архитектура, с одной стороны, сулила большую производительность, чем у кого-либо, включая Xbox360, а с другой чинила препятствия разработчикам из-за своей сложности. Многие из них плевались и отказывались работать с Cell, что выразилось на дефиците хороший игр на старте, но скоро бизнес и мультиплатформенный характер поколения поставил всё на свои места. Уникальность PS3 ещё и в том, что консоль использовали, а кое-где ещё и продолжают использовать в научных целях. На основе множественных консолей данного типа собирались суперкомпьютеры, проводились исследования, плюс для желающих помочь предлагалось через специальное приложение отдавать незначительную часть мощности процессора, создавая тем самым всемирную вычислительную сеть.

Кадзуо Хираи держит Slim-версию PS3. Глянец уступил место практичному матовому корпусу и улучшенной начинке.
Кадзуо Хираи держит Slim-версию PS3. Глянец уступил место практичному матовому корпусу и улучшенной начинке.

В ноябре 2006 состоялся релиз долгожданной PlayStation 3, с жёстким диском на 20Гб и 60 Гб. Чёрную глянцевую консоль тут же стали называть «хлебницей» за внешний вид и большой размер. В этот важный для компании месяц кое-что изменилось и наверху: Кутараги ушёл с поста президента Sony Computer Entertainment, передав бразды правления Кадзуо Хираи, тогдашнему президенту SCE в Америке. Хираи был умелым управленцем, восходящей звездой корпорации и хорошо знал консольный рынок, т.е. идеально подходил на должность. На его плечи легка нелёгкая ноша продажи консоли в убыток в первые годы, хотя ценник в $499 и без того был куда выше, чем у конкурентов. Не на шутку испугали фанатов и проблемы с запуском игр от PS2, которые стали и вовсе неактуальны после отмены совместимости в первой же свежей ревизии консоли. Волна недовольства поднялась до небес, но обратного пути не было, частичка предка покинула «некст-ген» консоль, а руководство продолжало вести PlayStation к чему-то фундаментально новому.

Война за железо и диски перетекла в новую «сетевую» фазу. Проигрывать эту битву было никак нельзя, в итоге было принято решение относительно бесплатности сервиса PlayStation Network. Там, где Xbox Live! для скачки демо-версий, специальных игр, адд-онов, тем для меню, трейлеров и музыки просил деньги за подписку, Sony предоставляли всё на безвозмездной основе. Там же в PSN обосновались и игры от прошлых поколений по вполне себе приемлемым ценам.

К 2010 году PS3 уже успела набрать обороты, и именно в этот период жизни её ждало много событий. В марте случился массовый сбой в работе многих консолей, который из-за масштабов окрестили «ApocalyPS3». Консоли отказывались включаться, запускать игры, не менялись настройки, в общем, игроков охватила паника. К тому моменту уже успела выйти матовая slim-версия, которую данная проблема не коснулась. Владельцы «толстушек» днями напролёт сидели на форумах, дабы найти решение проблемы, которая была изначально вызвана сбоем календаря. Лишь спустя пару месяцев проблемы удалось окончательно устранить. Бальзамом на израненную душу стала новость о запуске платной подписки PlayStation Plus. Нет, изначально пользователи видели только подвох, считали ход пораженческим, но очень скоро стали понятны все бонусы и собственно «плюсы». Раз в несколько недель подписчикам предоставлялся доступ к свежим материалам, которые будут доступны для всех остальных в будущем. Набольший восторг вызывал ранний доступ к бета-версиям грядущих хитов, но это были только цветочки. С такой же периодичностью Sony давали абсолютно бесплатно скачать первоклассные игры, причём довольно свежие. При желании можно было не покупать игр вообще, а только лишь продлевать подписку и ждать, когда желанная игра станет условно бесплатной. Добавьте сюда скидки на покупки в PlayStation Store, облачные сохранения, уникальный контент – и у нас выходит чуть ли не идеальный игровой сервис.

Одна из картинок на тему массовой поломки консолей PS3 в 2010 году, которую Sony будут вспоминать ещё очень долго.
Одна из картинок на тему массовой поломки консолей PS3 в 2010 году, которую Sony будут вспоминать ещё очень долго.

Закончился год больших перемен релизом нового игрового контроллера Move, увенчанного разноцветным шаром. Из запасников вытащили камеру PS Eye, которая теперь должна была не просто распознавать людей на экране, но и следить за сложными действиями «Мува» и опционального Move Navigation контроллера. Эта парочка подозрительно напомнила манипуляторы Nintendo Wii, на что в Sony утвердительно кивали головами, но добавляли, что Move, дескать, точнее. И не обманывали. При всей нишевости решения, оно пользовалось популярностью и через пару лет обросло добавкой в виде книги дополненной реальности Wonderbook. Связка «Телевизор + PS Eye + Книга» давала новый способ погружения в игру. Про проецирование игрового процесса на Wonderbook вышла целая серия игр, которая была и остаётся интересна детям и порой их родителям.

Настоящий апокалипсис случился в апреле 2011 году, когда консоль взломали. Нет, не в том смысле, что научились запускать пиратские копии, с этим были проблемы в первые годы, но в конечном счёте PS3 всё-таки утратила свой статус «неприступной». Злоумышленники получили доступ к личным данным пользователей PSN и сервиса Qriocity. Новость о случившемся произвела эффект разорвавшенйся бомбы, инцидент до сих пор считается крупнейшим взломом баз данных за всю историю всемирной сети. Под панические вопли на формах и соцсетях активно работала мем-машина. Sony тут же остановили работу PlayStation Network до окончания расследования. Через месяц сервис включили, всех пользователей обязали сменить пароль и установить свежую прошивку, выводящую безопасность на новый уровень. Публичные извинения и разбирательства для игроков вылились в бесплатный месяц PS Plus и одну  бесплатную игру в цифровом магазине. Вслед за этой атакой последовала моментально другая, против Sony Online Entertainment (Everquest, DC Universe). Снова отключения, извинения, никаких зацепок, но число игр для бесплатной скачки увеличилось в вдвое, как и был расширен сам список. Последующие задержания хакеров различных групп так и не поставили окончательной точки в истории.

PlayStation 3 отличает её предков и отпрысков двойное уменьшение в размерах. Т.н. «супер-слимка» доказала, что с размерами исходной консоли в Sony переборщили.
PlayStation 3 отличает её предков и отпрысков двойное уменьшение в размерах. Т. н. «супер-слимка» доказала, что с размерами исходной консоли в Sony переборщили.

Появление здоровой и не очень конкуренции среди приставок седьмого поколения отразилось и на играх для PS3. Почти все бестселлеры приставки являются мультиплатформенными играми, причём двух серий: Call of Duty и снова Grand Theft Auto. Все эксклюзивные проекты делались под крылом компании, которая ещё в 2005 году начала собирать верные студии в объединение SCE Worldwide Studios. В большинстве случаев Sony попросту приобретали студию, давали им офис и сажали делать игры исключительно для своей платформы. Так плодотворно потрудились команды Guerilla Games (Killzone), Evolution Studios (MotorStorm), Media Molecule (Little Big Planet), Sucker Punch Productions (inFamous), Santa Monica Studio (God of War) и умельцы на все руки из Japan Studio. В конечном счёте, компания одержала победу в игровой плане, выпустив в сумме больше эксклюзивных проектов. Особенно запомнится ударный 2013 год, последний до выхода следующего поколения, японцы выжали напоследок все соки из самой сложной для них консоли.

Портативные грабли

Не прекращались эксперименты и в портативном сегменте. Забегом по граблям выдалось переиздание PSP в новом корпусе и с уменьшенным экранов. Вышедшая в 2009 году консоль PSP Go сделала один большой шаг вперёд – потеряла привод для UMD-дисков. Встроенная память на 16Гб позволяла выкачивать контент из сети, а если места вдруг становилось мало, то его легко можно было расширить с помощью фирменных карт Memory Stick micro. Своей весьма демократичной ценой новинка должна была оживить продажи продуктов под брендом PSP, но вместо этого люди только лишь плевались и не желали брать последователя линейки. Главный повод для беспокойства был у тех, кто всё-таки уверовал в UMD и регулярно закупался дисками, ведь фактически без дисковода все их полка с коробочками превращалась в грядку с тыквами. Продажи были фантастически низкими даже на родном рынке, который редко обижает своего «отечественного производителя». В прессе довольно часто проскальзывали шутки вроде «продажи на неделе составили 14 штук, т.е. не тысяч, а именно 14 консолей».

Концептуальная реклама PlayStation Vita намекает игрокам, что «лапать» консоль можно сразу с двух сторон.
Концептуальная реклама PlayStation Vita намекает игрокам, что «лапать» консоль можно сразу с двух сторон.

Через два года стало понятно, что релиз Go был всего лишь отвлекающим манёвром перед новым серьёзным выходом на арену карманных развлечений. Весь 2011 год Интернет муссировал слухи о Next Generation Portable. На E3 Кадзуо Хираи произнёс настоящее название будущей консоли – PlayStation Vita. «Жизненная» приставка с первого же ролика стала обещать новую эру мобильных развлечений, в которую игрок уже скоро перейдёт вместе с такими же обладателями «Виты». По сравнению с Nintendo 3DS, которая успешно сменила предшественницу, новинка от Sony была по всем показателям мощней и перспективней. Новый ёмкостный OLED-дисплей выдавал сочную картинку и умел в «мультитач», как и большинство мобильных устройств. Кроме взаимодействия с дисплеем и более-менее стандартными элементами управления, пальцы игрока могли взаимодействовать с тач-панелью позади устройства. Трио из классических кнопок, двусторонней панели и камеры давало просторы для творчества разработчикам. Железная начинка тоже была на высоте и могла легко тягаться с топовыми смартфонами тех времён. Да и вообще позиционировалась PS Vita как устройство, с которым вы не будете расставаться весь день. Вот только звонить она не умела, только получать 3G-интернет через опциональный модуль.

К моменту запуска консоли в Америке её база игр насчитывала 25 наименований, но это не мешало скептиками заводить любимую волынку «игр не завезли». Основания на это отчасти были, стоящих проектов было меньше десятка, но некоторые из них уже на старте дарили совершенно новый игровой опыт. Консоль временами приходилось трясти, выносить на свет, усиленно гладить с обоих сторон и вообще выполнять много забавных нетрадиционных действий. За первый год в магазины отгрузили свыше 3 млн. синих коробок с PS Vita, а к моменту удвоения этого показателя ещё через год консоль похудела. Выдающими показатели назвать сложно, ведь даже PSP умудрялось частенько перегонять в чартах свою последовательницу, но почву для следующего большого шага SCE она подготовила.

«Величие ждёт» ©

Одна за другой индустриальные выставки 2010-х заканчивались либо полным отсутствием новых громких анонсов, либо же что-то придумывали в лагере Nintendo. Игроки волновались, уже не знали, что думать и когда ждать «некст-ген». В компании прекрасно понимали, что второй раз вступать в войну консолей с опозданием может выйти боком, плюс ко всему дела корпорации в целом и без того шли не очень хорошо. Решили действовать на опережение и ошарашили общественность событием, которое должно было поведать о «будущем PlayStation». Как все и предполагали, в 20 февраля 2013 года анонсировали новую консоль для гостиной PlayStation 4. Ивент оставил неоднозначные впечатления после себя: пьянящая атмосфера нового поколения уже витала в воздухе, технические характеристики и геймпад DualShock 4 были такими осязаемыми, но не было показано, как многие утверждали, «главного» – самой консоли. Антрацитово-чёрный корпус приставки показал себя, как и всегда, на E3. И покорил если не всех, то, как минимум, соблазнил своим видом многих преданных фанатов продуктов Microsoft. Секрет успеха был прост: многие вспомнили PS2 и её формы, а другие ужаснулись от показанной за пару недель до того Xbox One, походящей на видеомагнитофон начала VHS эпохи.

Геймпда DualShock 4 стал истинным откровением в силу того, что изначальный внешний вид классического DUALSHOCK не меняла целыми поколениями.
Геймпад DualShock 4 стал истинным откровением в силу того, что изначальный внешний вид классического DUALSHOCK не меняла целыми поколениями.

Показать первым именно контроллер было отличным ходом, ведь впервые за 15 лет полностью поменялся облик легендарного геймпада. Инженеры учли многие требования игроков, в результате чего Dual Shock стал массивней и эргономичней. Спереди появилась сенсорная панель, а сверху и чуть сзади теперь мигал светодиод на несколько цветов и тем самым реагировал на происходящее на экране, т.е. фактически DS4 получил функционал Vita и Move соответственно. Для пущего эффекта присутствия появился динамик, из которого шло особое звуковое сопровождение к играм. Изменился не только внешний вид, но и идеология. Например, с помощью новой кнопки Share стало возможным делиться впечатлениями с друзьями в социальных сетях, делая снимки экрана и короткие ролики игрового процесса. Для любителей слаженных действий команды и просто голосового чата пад снабдили портом для гарнитуры. Устройство было настолько всеядным, что позволяло вместо простенькой комплектной пары из микрофона и наушника вставлять что угодно. Ещё одним способом связи с внешним миром стали видео-трансляции через сервис Twitch, которые сразу же пришлась по вкусу пользователям из-за простоты и стабильности работы.

Японцы решили этот раз не мудрить с начинкой и не искать на свою пятую точку процессоров со сложной архитектурой. Сердце от AMD, 8Гб оперативной памяти и снова Blu-Ray привод как орден за победу в прошлой войне форматов. Стоимость снизилась до 399 долларов или евро в зависимости от региона, что на фоне ценника на сотню выше у главного конкурента считалось весомым аргументом к покупке. Не забыли и про PS Vita. Во-первых, её можно использовать как второй экран, т.е. выводить карты, статистику и прочую полезную информацию, если она предусмотрена. Во-вторых, консоль отлично работает как простой геймпад, если другие контроллеры сели или недоступны. И, в-третьих, наконец-то в полную меру заработала функция Remote Play, которая даёт продолжить игру с большой консоли, даже когда телевизор кто-то занял, или все легли спать.

Комплектация PlayStation 4 выделяется наличием гарнитуры и HDMI-кабеля, которые Sony никогда в коробки не клала.
Комплектация PlayStation 4 выделяется наличием гарнитуры и HDMI-кабеля, которые Sony никогда в коробки не клала.

Ложкой дёгтя в общем положительном образе консоли восьмого поколения стал окончательный отказ от обратной совместимости с прошлыми поколениями приставок. Де-факто её нет, но за символическую доплату можно «проапгрейдить» свою цифровую копию той или иной игры до PS4-версии. Sony тем самым подготовили почву для теперь уже «FullHD переизданий», по аналогии с HD выпусками классики на PS3. Ещё одним неудобством, опять же для кошелька, обернулся переход к сетевой игре только по подписке, т. е. отменяется система online pass в коробках, а вместо этого сетевая игра становится только для подписчиков сервиса PlayStation Plus, который в свою очередь оставался всё таким же выгодным приобретением.

Релиз состоялся в конце ноября 2013 и собрал много очередей по всему миру, как в старые добрые времена. Снова стали появляться отличные поводы для гордости. К примеру, за 24 часа продаж в Америке количество купленных коробок перевалило за 1 миллион. Это абсолютный рекорд компании, даже PS2 не удавалось такого. На алтарь победы японцы бросили не только миллиарды долларов на рекламный бюджет, но и даже домашний рынок, на котором консоли суждено было появиться только спустя два месяца после релиза на большинстве других территорий, включая Россию. Sony играла и продолжает играть по старым правилам, предлагая игроку классическую консоль для гостиной, которую он покупает прежде всего для игр, а ко всему остальному относится как к приятному бонусу. Поможет ли такая стратегия одержать японцам победу в этот раз? Говорить пока очень рано, новая консольная война ещё только началась. Но предпосылки к возврату былой мощи имеются. К августу 2014 было продано 10 миллионов консолей PS4…

DualShock

Важные игры по платформам: (Списки игр не являются «топами» и основаны на опросе общественного мнения в социальных сетях)

PlayStation

  • Серия Crash Bandicoot
  • Final Fantasy VII, VIII
  • Front Mission 3
  • Gran Turismo 2
  • MediEvil 1, 2
  • Metal Gear Solid
  • Серия Resident Evil
  • Tekken 3
  • Twisted Metal
  • Vigilante 8

PlayStation 2

  • Black
  • Final Fantasy XII
  • God of War 1, 2
  • Серия Grand Theft Auto
  • Gran Turismo 3
  • Metal Gear Solid 2, 3
  • Okami
  • Shadow of the Colossus
  • Серия Silent Hill
  • Syphon Filter

PlayStation Portable

  • God of War: Ghost of Sparta / Chains of Olympus
  • Grand Theft Auto: China Town Wars
  • Half-Minute Hero
  • LocoRoco 1, 2
  • Castlevania: Dracula X Chronicles
  • Lumines 2
  • Metal Gear Solid: Peace Walker
  • Patapon 2
  • Tekken: Dark Resurrection
  • WipeOut Pure

PlayStation 3

  • Dark Souls
  • God of War 3
  • Gran Turismo 5
  • Grand Theft Auto IV, V
  • Heavy Rain
  • Journey
  • The Last of Us
  • Little Big Planet 1, 2
  • Metal Gear Solid IV
  • Серия Uncharted

PlayStation Vita

  • Dead or Alive 5 Plus
  • Escape Plan
  • Gravity Rush
  • Disgaea 4: A Promise Unforgotten
  • Killzone: Mercenary
  • Little Big Planet Vita
  • Persona 4 Golden
  • Assassin’s Creed III: Liberation
  • Tearaway
  • Uncharted: Golden Abyss

Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!