По ту сторону океана — Рыбак и его душа

«Как у Миядзаки» — тупиковый путь или достойное стремление?

Так уж вышло, что китайская и корейская мультипликация в последнее время редко посещает большие экраны, разве что на аниме-фестивале пройдёт какой-нибудь робкий показ. Тем приятнее увидеть «По ту сторону океана» Лян Сюаня и Чжан Чжуня в большом прокате. Одно только смущает­ — откровенное желание авторов сделать «как у Миядзаки», начиная стилем и заканчивая персонажами.

Казалось бы, пример Макото Синкая с «Ловцами забытых голосов» должен заставлять людей задуматься, стоит ли отказываться от поиска своего стиля в угоду подражанию классикам. Тем не менее, на вид-то всё вышло весьма мило.

Девочка Чун живёт в мире, который небом соприкасается с нашим океаном, и раз в жизни обитатели этой волшебной страны могут, превратившись в красных дельфинов, посмотреть на человеческий мир. Путешествие проходит прекрасно, пока добрый юноша, играющий дельфинам на свирели, не погибает, чтобы спасти Чун от рыбацкой сети. Ранняя, несправедливая смерть! Но для того, чтобы вернуть его душу из царства мёртвых, нужно преодолеть множество испытаний и опасностей.

Казалось бы, прекрасный, поэтичный задел для достойной картины о всепобеждающей любви. Небанальный, загадочный мир по ту сторону океана напоминает одновременно и страну духов из «Унесённых призраками», и переосмысление народной мифологии в «Песни моря». Однако какими бы прекрасными ни были пейзажи, какой бы волшебной ни была сказка, главное в таких историях  — герои, их рост, их борьба, их приключения.

К сожалению, Чун, заявленная как «типичная» для жанра целеустремлённая, храбрая и находчивая девочка, на середине истории так резко сдаёт геройские позиции безнадёжно влюблённому в неё другу детства Цю, что как-то теряешься: кому тут сопереживать? Цю ради неё проходит в буквальном смысле огонь и воду, а что делать главной героине, кроме как переживать за мёртвого мальчика Куна, авторы как будто не придумали. Ближе к концу вообще появляются огромные сомнения, стоила ли затея Чун того, что случилось. Ведь одно дело, когда за свою ошибку расплачиваешься ты сам, а другое  — когда страдают другие. К тому же, любовному треугольнику, в котором одна линия прописана явно слабее, сопереживать тяжело. Как правило, история отвергнутых чувств выходит ярче, сочувствия к ней больше, а тут ещё и основная линия всё больше выглядит как каприз избалованный девочки. Это не идёт на пользу ни сюжету, ни персонажам. К законам мироустройства тоже возникает много вопросов… А ведь если тянет думать о странностях и ошибках уже во время просмотра, значит дело гиблое.

Если говорить о визуальном сходстве с работами Миядзаки – оно, безусловно, есть, и немалое. Правда, пугает местами грубейшее 3D, будто пришедшее из анимации двухтысячных, но таких мест, к счастью немного. А вот с «наполнением» всё хуже.

Ведь секрет «настоящего» Миядзаки — это не простоватые мордочки и натуральные цвета. Это не поэтичные сцены с полётами и даже не детская первая любовь. Это – особый взгляд. Это далёкое детство, в котором может на самом деле никто и не видел Тоторо или Поньо, но просто потому что плохо смотрел. Это — яркие, пронзительные воспоминания о юности, которая вечно хочет летать, сочинять стихи, дружить и влюбляться. Это — старые, потрёпанные детские книжки про приключения и сказки. Это  — истории о мире, стоящем на грани разрушения из-за человеческой жадности. Это — решительное «НЕТ» жестокости и войнам. Это  — взгляд великого художника, его личные чувства, воспоминания и мысли, оказавшиеся вдруг важными для всего мира. Такое не подделать, не клонировать и не перерисовать.

Есть только один способ делать «как Миядзаки» – жить тем, про что снимаешь. В «По ту сторону океана» чувствуется пока лишь неуверенность авторов в собственных силах и неумение вдохнуть жизнь в историю, выстроить повествование так, чтобы зритель влюбился во всех героев, не подвергая сомнению их мотивы. Что вдвойне обидно, ведь фантазии в создании миров китайским аниматорам не занимать. Остаётся лишь пожелать им найти свой голос и свои важные темы, как нашёл когда-то великий Хаяо.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!