Почему «Мстители: Финал» — уникальное кинособытие

В этой статье нет спойлеров фильма «Мстители: Финал», читайте спокойно!

***

Вы прекрасно знаете новостную киноповестку на ближайший месяц-два: ««Мстители: Финал» собрал столько-то денег и побил такой-то рекорд». Возможно, будет и «Последняя часть «Мстителей» обогнала «Аватар»». Почему это скорее всего случится — тема для рассуждений аналитиков, которые расскажут вам про хитрый старт проката фильма (почти) одновременно во всём мире, непомерный маркетинговый бюджет и другие занимательные факторы. Я же посвящу свою колонку тому, почему «Мстители: Финал» заслуживает таких вершин и как этот фильм уже стал историческим, возможно, неповторимым событием для фанатов кинокомиксов и широкой аудитории в целом.

Хотя, знаете, в 2019 году «фанаты кинокомиксов» и «широкая аудитория» — уже почти неделимые понятия. И ведь причиной этому тоже стали «Мстители», киновселенная Marvel и Кевин Файги.

Нишевое кино для всех

Пожалуй, самое парадоксальное в «Финале» — сама задумка фильма. Представьте себе 3-часовую ленту, повествование которой опирается на выдуманный жаргон («Камни бесконечности», «Тессеракт», «Квантовое измерение»), десятки действующих лиц с научно-фантастическими и/или магическими способностями, а действие разворачивается в полдюжине мест по всей галактике. Теперь обозначим, что практически ничего из вышеперечисленного совершенно не объясняется зрителю, подразумевается, что он должен изначально знать достаточно, чтобы не только не терять суть происходящего, но ещё и испытывать эмоциональную вовлечённость. И чтобы выпустить эту ленту в прокат, на неё нужно потратить что-то около полмиллиарда долларов. 10 лет назад такой питч фильма ни за что бы не получил зелёный свет, даже по сегодняшним меркам это крайне рискованный проект, который скорее всего провалится.

Но вот на экраны выходит «Мстители: Финал» — абсолютно бескомпромиссное, неприлично долгое кино, требующее просмотра как минимум десятка фильмов киновселенной Marvel для восприятия сюжета и ещё больше, чтобы вы могли понимать многие шутки. «Финал» даже не пытается быть «самостоятельным произведением» и не церемонится с включением экспозиции «для новичков». Это самый дорогой, масштабный и важный кроссовер в истории кинокомиксов, которому плевать на здравый смысл и «правила» жанра, которым привыкли следовать трясущиеся за свои деньги боссы. Если и дальше персонофицировать «Финал», то он, что называется, just wants to party (хочет отрываться) и радушно зовёт на этот праздник жизни даже простых приятелей.

Несмотря на свою сценарную «недружелюбность», это именно что массовый фильм, на который пошли все (см. рекордные сборы) и все остались в восторге — о чём свидетельствуем максимальный зрительский рейтинг A+ на CinemaScore.

Настоящая комиксная история, а не фильм по мотивам

«Мстители: Финал» — первый кинокомикс такого масштаба, который именно что комикс, а не кино с лицензированными персонажами и отдельными сюжетными ходами, позаимствованными из первоисточника. Раньше супергероика на большом экране в действительности была замаскированным кино со структурой и жанрами, привычными обычному зрителю: немного сай-фая, немного фэнтези, тут и там элементы комедии, изредка — стилизация под конкретный жанр (тот же шпионский боевик «Первый мститель: Другая война»). Но если вы хоть раз следили за масштабными сюжетами в самих комиксах той же Marvel, то знаете, что это нечто совершенно иное.

В них никогда нет места на повторное представление героев и разжёвывание местной мифологии — зачастую в них вообще продолжают сюжетные линии героев, которые были начаты в их сольных сериях. Вместо экспозиционных сцен — разве что сноски в духе «А вот о том, почему в теле Человека-паука разум Доктора Октавиуса, читайте в комиксе Распрекрасный Человек-паук #123».

Десять, да даже пять лет назад в кино такой фокус, конечно, не удался бы. Тогда часть зрителей, ещё не втянувшихся в эпопею MCU в должной мере, превышала долю «гиков», отслеживающих перемещение Камней бесконечности в киновселенной после каждого фильма. Поэтому экранизации культовых сюжетных арок «сдувались» до удобоваримых масштабов. Комиксная «Гражданская война» («Противостояние», ага) на экране превратилась в жалкую «Потасовочку в аэропорте», а ещё более масштабную в первоисточнике «Эру Альтрона» в одноимённом фильме показали скорее как «Уикэнд Альтрона». Бесспорно, к чему-то вроде «Финала» раньше зритель был просто не готов, но даже сейчас для его появления нужна была и смелость со стороны Marvel Studios.

Даже в «Войне бесконечности», которая уже рекламировалась как «кульминация киновселенной» и гордо носила имя эпохального комикс-ивента, сценаристы немного схитрили. Героев сюжетно поделили на отдельные команды, из них половина весь фильм держалась в тени, так что «Война бесконечности» тоже стала скорее «Дракой за гаражами на Титане». В конце, разумеется, произошёл злосчастный Щелчок, который, опять же, вывел половину действующих лиц из игры почти на весь следующий фильм. Но этот приём окупился в полной мере благодаря тому, как постановщики «Финала» поставили третий акт фильма. И даже включили в финальное сражение… Говарда-утку.

Зная фанатов

По какой-то причине до сих пор не считается дурным тоном ругать киноленты Marvel в рецензиях за «фансервис», раз за разом упрекая фильмы в потакании запросам самой лояльной аудитории. И если раньше это имело хоть какой-то смысл — хотя «фансервис» там всё чаще используется для того, чтобы зрители, никогда не державшие в руках комикс, но смотревшие другие фильмы, чувствовали себя причастными — критиковать за это «Финал» попросту абсурдно. В этом фильме кивки и подмигивания фанатам не просто рассыпаны бисером по всему хронометражу, они — практически самоцель картины. Да, братья Руссо попытались угодить как можно большему проценту зрителей, у каждого из которых есть свои любимые персонажи и свои заоблачные ожидания от фильма.

И в своём стремлении они стали настоящими триумфаторами.

Сложно представить себе компанию друзей, которая после просмотра «Финала» не проведёт хотя бы час после сеанса за обсуждением самых запомнившихся сцен. Ещё сложнее найти сеанс (по крайней мере, пока), на котором зал не разразится смехом, плачем или аплодисментами, а то и задержит дыхание, создав звенящую тишину на самой страшной сцене. Да, описывать в критике фильма реакцию зала — гнусное клише, но это по сути и не рецензия, а «Финал» — не фильм в классическом понимании. Это событие, неотрывное от контекста других фильмов, своей аудитории и её реакции.

К тому же одно дело, когда ленту разбавляют фансервисом и шутками в попытках «скорректировать тон фильма» на досъёмках, как это неоднократно было с лентами DCEU. Совсем другое — сделать это одним из важнейших приоритетов фильма, так до «Финала» не делал никто. Да, дилогия «Дэдпула» постоянно ломает четвёртую стену — но делает это в основном ради того, чтобы пошутить про общеизвестную попкультуру или конкретно этот фильм. Четвёртые «Мстители» же не вылезают за пределы своего нарративного пузыря, лишь ностальгируя по ушедшему времени в пределах того, что происходило в самой MCU. У кого ещё была бы возможность посвятить этому целый фильм? Кто бы осмелился, при таких-то финансовых рисках?

У кого бы это, собственно, могло получиться настолько хорошо?

И да, MCU, наверное, единственное место, где один фильм может разорвать вам сердце чувством настоящей скорби и при этом не менее органично, продолжительно пошутить (обсудить?) про задницу Криса Эванса в костюме Капитана Америка.

«Финал», а не «Эндшпиль»

В оригинале у «Мстителей: Финал» менее категоричный подзаголовок Endgame, то есть «Эндшпиль» — термин, означающий последнюю часть шахматной партии. Но это один из тех случаев, когда грубая локализация оказалась даже ближе к сути, чем оригинал.

Разумеется, это не последний фильм MCU, не официальный конец третьей фазы (им почему-то станет «Человек-паук: Вдали от дома») и скорее всего даже не завершение серии «Мстители» (хотя Marvel Studios вполне может переименовать их в «Новых мстителей» на манер существующей серии комиксов). Но это именно что финальная глава для оригинального состава Мстителей: Железного человека, Капитана Америка, Чёрной вдовы, Тора, Соколиного глаза и Халка. Аргументировать это бессмысленно: во-первых, не хочется лезть в спойлеры, во-вторых, это и без того очевидно после просмотра. Но главное — то, что после сеанса выходишь с чувством опустошения и даже утраты. Мегаломанская история размером в 22 фильма подошла к концу, и хотя дальше будет ещё много всего, это будет даже ощущаться чем-то другим. Киновселенная Marvel в том виде, какой мы её знали, закончилась так же явно, как и началась, когда Ник Фьюри пришёл рассказать Тони Старку об иницииативе «Мстители» после титров первого «Железного человека».

И в этот раз никаких сцен после титров нет, вместо них — выход на поклон и прощание с фанатами под бурные аплодисменты зала, будто речь и правда идёт о грандиозной театральной постановке, а не просмотре видеофайла на гигантском экране. Занавес.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!