Портрет девушки в огне — Ускользающая красота

Всё начинается с картины. С портрета, не похожего на портрет: ночь, яркая луна, разрывающая облака, и маленькая фигурка женщины в чёрном, чьи пышные юбки охватывает пламя.

Время действия восемнадцатый век. Молодая, целеустремлённая художница Марианна (Ноэми Мерлан) отправляется в полузаброшенное поместье, на неласковый берег Бретани, чтобы тайно нарисовать парадный портрет Элоизы (Эдель Анель), которая не собирается позировать. Портрет должен быть идеален, его красота станет последним аргументом для неизвестного богача, желающего взять Элоизу в жёны. 

Селин Сьямме не впервые касается темы женственности и взаимного влечения между женщинами. «Портрет девушки в огне» это не вызов и не агитка, но всё равно — тихий, сдержанный бунт, ярость и страсть, тлеющие под спокойной поверхностью. Здесь женщины на первый взгляд живут в бледном свете северного лета той же размеренной, полной достоинства и изящества жизнью, что фигуры на картинах Вермеера и Лиотара. Но любовь, жизнь и чувственность прорываются из-под спуда. 

Любовь пронизывает всё повествование: это не просто расхожая история двоих, которые встречаются и сходятся; это и размышление об искусстве, и о дружбе, о сопричастности к тому, с чем женщины вынуждены сталкиваться веками. О том, о чём не говорят. Даже если бы отношения Марианны и Элоизы не перешли в эротическую плоскость, всё равно не оставалось бы сомнений: это фильм о бережности, и о любви женщин друг к другу — в высшем, общечеловеческом смысле, сестринстве.

Естественно, в фильме о визуальном любовании всё должно быть прекрасно. Иногда кадры кажутся слишком символичным и нарочито постановочными, словно специально для скриншотов и постеров, но это не мешает: от тех сцен, которые должны «выстреливать», действительно захватывает дух. 

Актёрская работа также на высоте. Адель Энель — не идеальная красавица голливудского типа. Верится, что те моменты, когда чувства делают лицо Элоизы живым и прекрасным, действительно находка для художника, что бесполезно сглаживать и наводить глянец — любой парадный портрет окажется ложью, потому эта девушка — в огне, а огонь по сути своей — жизнь и движение. То же и с Ноэми Мерлан — цепкий, внимательный взгляд Марианны кажется проявлением жёсткости характера, но мгновенно смягчается, стоит игривости или нежности тронуть её сердце.  

Понятно, что для любителей европейского и фестивального кино главным поводом обратить внимание на «Портрет девушки в огне» был приз Каннского кинофестиваля в категории сценарий. И это действительно очень необычная и увлекательная история, где условная социальная повестка сделана не для галочки. Тем более, что любой хороший сценарий можно легко испортить некомпетентной режиссурой, но в итоге у нас получилась картина, поистине нанесённая на холст точными, деликатными мазками. Крайне удачная попытка поймать ускользающую красоту.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!