Жанр научной фантастики вроде бы начал внеочередное перерождение, но в какой-то момент всё пошло не так. На экраны вышли «Интерстеллар», который предлагал умный подход к созданию фантастических фильмов, и «Марсианин», где Мэтт Дэймон упоённо выращивал картошку на Марсе и плевал на многие законы физики, несмотря на кажущуюся достоверность. В скором времени мы увидим продолжение «Бегущего по лезвию», которое режиссирует Дени Вильнёв, и шансов на то, что продолжение классики выйдет удачным, поначалу было мало. Но тут нам случилось «Прибытие» — самый свежий на данный момент проект режиссёра. И после него становится ясно, что научную фантастику ждёт светлое будущее, пока за неё ответственны действительно талантливые творцы.
Наше время. В один момент на Земле, буквально из ниоткуда, возникают 12 неопознанных объектов в разных точках земного шара. Действие сосредотачивается на том, что расположился посреди долины в США. Объекты представляют собой 400-метровые гиганты из неизвестного науке материала, формой напоминают чёрную непрозрачную линзу. На контакт с предполагаемыми пришельцами отправляют двух учёных – лингвиста Луизу Бэнкс и физика Йена Доннели, чтобы те попытались выяснить цель прибытия таинственных гостей.
От инопланетян (если они таковыми являются) не стоит ждать слишком многого в плане внешности. Выглядят они, безусловно, жутковато, но современного зрителя подобным давно не удивишь. Потому фильм действует иначе – он подаёт информацию о чужаках скудно и скромно, всегда оставляя место для фантазии. И именно это приводит к тому, что первая встреча героев с неведанным, которая случается в самом начале фильма, вызывает неимоверное беспокойство и напряжение. Свои пять копеек в нагнетание саспенса добавляет и жуткая музыка Йохана Йоханнссона, который благодаря своему таланту ещё в «Убийце» (также фильмом Вильнёва) умудрялся превращать отдельные части сюжета про войну с наркоторговцами в форменный ужастик.
Сценарист и режиссёр на протяжении всего фильма дают подсказки к пониманию сюжета – аккуратно, неспешно и строго размеренными порциями. Для того чтобы действительно испортить впечатление от фильма, необходимо знать лишь одно – цель прибытия пришельцев, но она останется тайной до самого конца. Различные намёки и смелые монтажные решения позволяют лишь догадываться, что же в итоге хотят рассказать создатели. К примеру, «Интерстеллар» уже научил нас тому, что надо мыслить иначе, меняя собственное понимание времени и пространства. Однако «Прибытие» идёт ещё дальше.
Человечество ждёт пришествия неведомых созданий из других миров на протяжении практически всей истории. Сперва это были языческие боги, потом Второе пришествие Христа, но даже это уже неактуально: в силу развившихся технологий и с лёгкой руки Герберта Уэллса все ждут летающих тарелок и серых инопланетян, отдельными частями тела похожими на людей. А также со своим сроком жизни и представлением о том, что есть наш мир. В этом отношении инопланетяне в «Прибытии» внешне недалеко ушли от тех же интервентов с Марса. Но есть и обратная сторона медали.
Возможно ли, что существа из других миров функционируют абсолютно иначе, и что мы не сможем понять их, осмысляя человеческими категориями? Что, если у них нет таких понятий как «жизнь», «смерть», «мысль», которыми мы привыкли регулировать наше представление о мире? Что, если у них в принципе нет каких-то категорий: числовых, пространственных, временных? Что, если мы не сможем их увидеть, измерить, посчитать, почувствовать? Мы живём в трёх измерениях, но вдруг для пришельцев наши критерии вовсе не существуют? Сможем ли мы понять их, а они — нас?
Попытки раскусить природу инопланетных существ могут оказаться тщетными. Человек в любом случае будет просто не готов к встрече с чем-то, что не укладывается в рамки его восприяти. Создатели фильма «Прибытие» смогли максимально близко приблизиться к этому ощущению столкновения с чем-то принципиально новым, что заслуженно делает новую работу Дени Вильнёва главной фантастической картиной года.
Такого вы ещё не видели. После фильма стирается грань между реальностью и вымыслом, потому как мы всё ещё можем верить в невероятные и неизведанные вещи, которые действительно способны удивлять.
И мы можем это прочувствовать. Ну, или хотя бы увидеть своими глазами.
Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!