Проигранное место — Огонь по своим

С точки зрения простого обывателя довольно интересно узнать насколько сурова жизнь в семье с большой творческой родословной и списком талантливых людей. Возникают ли внутри условной киношной ячейки общества помимо очевидных просьб насчет внуков и разговоры о том, что, дескать, часики-то тикают, когда уже свою собственную картину снимешь? В итоге на «уговоры» со стороны родственников поддалась Надежда Михалкова (Надя из первых «Утомленных солнцем»), вот только выбор для полнометражного дебюта сильно удивил многих.

Вообще, термин «городские легенды» для нас достаточно чужд, скорее в обиходе более чаще можно услышать фразу про «страшилку», одну из которых крайне удачно экранизировали три года назад. Однако «Проигранное место», увы, не имеет ничего общего ни с «Пиковой дамой», ни с условным «Гробиком на колесиках». Хотя, конечно, в идее того, что в современном подмосковном кинотеатре «Победа» имеется то самое кресло, на которое сев, зритель рискует расстаться с жизнью после сеанса, что-то есть. Особенно, когда ты в своей жизни часто сталкивался с не самым приятным поведением в зале и мечтал, чтобы непотребно ведущих себя зрителей, обязательно покарала какая-нибудь сила. Если уж не во время сеанса, то позже.

Поэтому нет ничего удивительно в том, что на местную гоп-компанию школьников в фильме смотришь, как на тот самый ущербный генофонд, где никого ни жалко, и кто всячески заслуживает того, чтобы за ним пришла та самая госпожа в черном капюшоне и с косой. Возможно, конечно, это все хитрая задумка сценаристов братьев Пресняковых («Изображая жертву»), но оценить её довольно трудно. Тем более, что типажи вроде social whore стали в молодежной среде заметно более редким явлением, чем кажется современным художественным произведениям.

Плюс, кино постоянно кидается из одной крайности в другую: то в начале покажут, как зазевавшемуся водителю отрежут руку бензопилой бешеные байкеры, то начнут поднимать тему кибербулинга через социальные сети и их влияние на состояние детей. Разумеется, сильно углубляться в подобные вопросы Михалкова не захочет, ей гораздо важнее будет показывать крайне неубедительные псведострадания из-за неразделенной любви отдельных героев или различные виды полевой травы.

Интересно, если так можно сказать про этот провинциальный трэш-слэшер, становится только, когда к вопросу смертей подростков подключаются правоохранительные органы в лице сестры режиссёра Анны Михалковой и следователя в исполнении Алексея Дякина, который шутит о схожести происходящего с «Девственницами-самоубийцами» Софии Копполы. При этом в своих детективных изысканиях его герой недалеко ушел от того же Александра Невского из «Черной розы», который вместо того, чтобы делать хоть какую-то работу, только сидел и ждал, когда же условный убийца проявит себя, тем самым, совершив ошибку.

Разумеется, у всего этого есть очевидная задумка, вот только твист в духе игры Heavy Rain становится сразу настолько очевиден, что трудно поверить, что он мог кого-то удивить. Про то, что после этого происходящее, как и в игре Дэвида Кейджа вдруг начинает разваливаться на глазах, мы вообще не говорим. Ведь дабы поддерживать условную «легенду» проигранного места, убийце необходимо было все время следить за кинотеатром, для поиска своих жертв, а это в принципе невозможно, поскольку предполагает чуть ли не ежедневное его посещение, с заглядыванием на КАЖДЫЙ сеанс и количеством трупов, увеличивающемся в геометрической прогрессии. Да и как бы не казалось сценаристам (заслуженным, к слову, драматургам) никакой ироничностью и злобой их новое произведение, в отличие от «Жертвы», не проникнуто. И если дети хоть что-то пытаются из себя выдавать, то большинству взрослых участников действия, такое ощущение, совершенно все равно, что о них подумает зритель.

Не ясно, что пыталась сделать своим фильмом Михалкова. Его мог снять абсолютно кто угодно, потому что выдать ужасную драму-триллер без саспенса и интриги достаточно легко. Социального высказывания из него тоже не получилось. Тем более, что тематика хоррора для российского кинематографа достаточно сложная: нас пугает окружающая действительность и быт, а не вурдалаки и маньяки. В итоге на «Проигранное место» смотришь как на ту самую стрелу в колено, когда хотели зацепить зрителя интересной и почти фольклорной историей, а попали в итоге по своему же кинематографическому корпусу. Потому что любой случайный посетитель кинотеатра, если вдруг преодолеет свой страх перед отвратительным названием, все равно в итоге окажется напуган очередным не просто проходным, а совершенном беспомощным отечественным фильмом, дающим повод не верить в русское кино и жанр хоррор в частности. Хотя с последним, судя по всему, люди легко справлялись и без «Проигранного места».


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!