Rain World — Мышки плакали, кололись…

Rain World шёл к игрокам долго. Около шести лет понадобилось разработчикам из Videocult, чтобы собрать воедино по кирпичикам игру своей мечты. В проект вложилось немало людей, обеспечив во время Kickstarter-кампании сумму, в три раза превышавшую изначальный бюджет для разработки. Получили ли они то, о чём мечтали — вопрос другой. И, на самом деле, очень важный — далеко не каждому придётся по вкусу этот милый с виду платформер на выживание, оказавшийся адской нервотрёпкой.

Маленький зверёк (называется «слизнекот», но внешне больше напоминает помесь ласки и ящерицы) отбился от своих родных. Теперь ему предстоит найти их в странном, постапокалиптическом мире. Но прежде придётся не один раз умереть. Для котёнка это не так страшно, ведь после смерти он спокойно восстанавливается в убежищах. А вот нервные клетки игрока вряд ли смогут проделать такой же фокус. Отмирать они будут исправно — Rain World чуть ли не самая хардкорная вещь из всех, что мне довелось видеть.

Поначалу игра выглядит типичной «метроидванией» (первая ассоциация — серия Blaster Master). Есть большой условно-открытый мир, который предлагается исследовать в поисках верной дороги. Проблемы у игрока начинаются, впрочем, уже с самого начала: он оказывается в незнакомой и враждебной экосистеме, правила которой никто не собирается объяснять. На первых порах слизнекотёнку помогает золотистый голографический червяк, который указывает направление. Но это не особо спасает: далеко не всегда очевидно, куда именно этот странный спутник хочет завести игрока. Со временем можно худо-бедно научиться распознавать его сигналы и подсказки, но недостаточно для того, чтобы полностью на него положиться. Rain World с самого начала призывает игрока не надеяться ни на кого, кроме самого себя.

Игровая механика сначала тоже кажется на удивление простой: зверёк должен питаться, в качестве корма сойдут ягоды, различные личинки и маленькие птички. Последние встречаются чаще, но, в отличие от органической пищи, умеют ныкаться от голодного слизнекотёнка. Животина должна «отожраться», чтобы потом, отправившись в то самое убежище, выспаться и прокачаться до нужного уровня. Зачем? Всё просто и банально: без определённой «кармы» вас просто не пропустят в следующую зону. Здравствуй, увлекательный гринд! Причём, наевшись определённого количества тех же птичек, вы уже необязательно встретите их в той же локации после пробуждения — придётся отправляться на поиски нового хлебного места.

Как вариант, вместо маленьких крылатых тварей вас радостно встретят их гигантские мама и папа, крайне недовольные тем, что вы слопали половину их потомства, и попытаются сожрать вас. Это важный нюанс: от того, как вы ведёте себя в Rain World, зависит реакция всех созданий местной экосистемы. Помните, что слизнекот — одна из низших ступеней пищевой цепочки, и какая-нибудь ящерица с удовольствием захочет отобедать его молодым мясцом.

Но та же самая птицемама, увидав вашего врага, может схватить его и попытаться унести к себе в гнездо. Выбор за вами: спокойно смотреть, как хищника уносит другой, более крупный или рискнуть и бросить в большого монстра камень. Тот, возможно, выпустит ящерицу из когтей, и в следующий раз при встрече с её друзьями вам не придётся бояться, что они накинутся на храброго котёнка, спасшего их сородича. Зато недовольная птица станет выслеживать вас с двойным усердием.

Как видите, выигрышной тактикой при встрече с представителями местной фауны будет стравливанием их друг с другом. Слизнекот — маленькое существо, которое крупным монстрам будет лакомством «на зубок», так что они наверняка предпочтут его более желанной добыче. Подобные ситуации — лучшее, что в игре есть. Когда охотившегося за тобой последние несколько минут хищника уносит огромная птица, чувствуешь себя практически Индианой Джонсом.

Но всё величие развеивается уже через минуту: в поисках злосчастного корма нужно залезать дальше, а внезапно появившийся из подворотни враг может сцапать бедного котёнка, из-за чего придётся начинать заново с последней контрольной точки. А ведь «уровни» с каждой смертью пропадают, вынуждая «наедать» их заново. Одну и ту же локацию приходится пробегать по десятки раз, запоминая все нычки, проходы, лазы и комнаты. Но потом мы вновь попадаем к порождённому чудовищным рандомом противнику, и вновь, и вновь, и вновь… Rain World тестирует терпение на прочность, и выдержат испытание лишь самые упорные.

Мир игры постоянно подкидывает всё новые и новые пренеприятные сюрпризы: то ягодка на вкус окажется ядовитой, то дружелюбный с виду монстр оскалит зубы, то прямо перед вами возникнет невидимый до этого враг и достанет длинным языком… Но это ещё цветочки: увлекательному исследованию игры мешает особенность мира, вынесенная в название. Спустя некоторое время экран начинает угрожающе дрожать, колонки заполняет перекрывающий все звуки гул, а следом на поверхность обрушивается дождище такой силы, что ни одна живая тварь не выстоит. Отсидеться в норе тоже не получится: смертоносные потоки воды затапливают помещения и слизнекотёнок задыхается без кислорода. Единственное спасение — те самые локации-убежища, которые ещё нужно найти и которые раскиданы так далеко друг от друга, что пока наткнёшься на новый чекпойнт, успеешь пройти одиночную кампанию Battlefield 1, посмотреть половину сезона «Как я встретил вашу маму» и выпилить лобзиком маленький город.

Игроки уже успели нажаловаться разработчикам на то, что сложность Rain World превышает все возможные пределы. Мол, инди инди рознь, но нельзя же так издеваться. Их можно понять: все нюансы про убежища, дожди, взаимоотношения с фауной, необходимость питаться и наращивать карму практически никак не проговорены. Кое-что намеком подскажет помощник-призрак, кое-что считывается после бесконечных раздумий, что же обозначают те или иные символы, раскиданные по уровням, а кое-что выясняется просто методом мучительного тыка. Rain World учит смиряться с тем, что за каждым углом поджидает смерть, что все старания могут оказаться напрасными, что после очередного препятствия ждёт ещё одно, в два раза забористее и загадочнее предыдущего. Забудьте о мнимом ощущении превосходства, что дают многие игры — в этом платформере вы слабое звено, и у вас не остаётся выбора, кроме как свыкнуться со своей ничтожностью, принять её и научиться с этим жить.

К сожалению, это также распространяется и на техническую сторону игры: местами Rain World страшно забагована. К примеру, она просто обожает зависать во время загрузок. Например, после того, как вы, набрав очередной уровень, вернулись в убежище — в результате весь прогресс теряется. Есть и другая, не менее выводящая из себя ошибка: игра разбита на «экраны» на манер Flashback или Prince Of Persia, иногда она словно забывает перейти в следующую зону после того, как вы пересекли границу очередной «комнаты». Теперь представьте, что вы бежите, преодолевая многочисленные препятствия, а внизу заботливо ждёт агрессивный абориген, который убивает вас до того, как произойдёт переход от одного «экрана» к другому. Если со сложностью игры ещё как-то удаётся свыкнуться, то многочисленные технические огрехи портят половину удовольствия. Так что вся надежда на патчи — они помогут хоть как-то скрасить этот праздник смерти.

Rain World беспощаден, жесток и непростителен к ошибкам. В этом-то кроется его главная прелесть: игра про маленького зверька, пытающегося выжить в незнакомом мире, на удивление похожа на жизнь. Слизнекот наедается и растёт, а вместе с ним растёт и сам игрок. Вам придётся наступать на одни и те же грабли по десять, двадцать, сто, тысячу раз, пока не научитесь их обходить. Но и этого будет мало: Rain World учит смиряться с тем, что даже самого подготовленного может сгубить глупая случайность. В этом мире до конца останутся лишь самые стойкие.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!