Райские кущи — Отпуск в ноябре

Александру Прошкину в этом году исполнилось 75 лет. Выходят сразу два его фильма после 4 лет молчания: «Райские кущи» и «Охрана» (премьера намечена на 31 марта 2016). Видимо, к полуюбилею режиссер вспомнил молодость и 60-е, ведь его новый фильм основан на пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Странно, что в официальных промо-материалах не сообщается о первоисточнике. Сам Прошкин на премьере заявляет обтекаемо: его фильм — это «своеобразный ремейк» «Отпуска в сентябре», самой известной телеэкранизации 1978 года.

maxresdefault
(Прим. автора: Я нашел эту картинку в поиске как превью из YouTube и просто не мог ее не вставить.)

Вышеупомянутая картина безусловно входит в золотой фонд перестроечного кинематографа: она пролежала на полке без малых 8 лет и была показала лишь в 1987 году. В главной роли Олег Даль. Крайне избирательный (актёр, например, отказался от роли в «Иронии судьбы»), он всю жизнь хотел сыграть Зилова из «Утиной охоты». Роль Кушака исполнил  Евгений Леонов. Постановка Виталия Мельникова держится очень близко к тексту, блестяще раскрывая многогранно прописанных персонажей Вампилова. Большинство знакомо с пьесой именно по этой экранизации, они уже почти синонимичны.

kinopoisk.ru

Прошкин и сценарист Александр Родионов по своему разумению адаптировали события под современные реалии. Если раньше Зилов работал в специфичной советской структуре, освещавшей модернизацию заводов, и там же получил квартиру, то теперь он (Евгений Цыганов) продает совесть в интернет-издании большого девелопера и получает дорогое жилье в новом комплексе, находящемся в поселке Кущи. То тут, то там насованы разнообразные детали якобы технократичного, а на деле несколько анахроничного настоящего. Жена его (Чулпан Хаматова) по непонятным причинам смотрит прямую трансляцию совещания в офисе на айпаде. Сама она теперь математик, и детали её работы описываются дилетантски. В частности, она произносит на фоне летящий на мониторе бессмысленных формул с идиотически серьезным видом: «Сколько плазмодиев мутировало в Гедельберге?»

_normal

Такое нахрапистый и неумелый перенос мог бы быть объясним намерением выявить нового современного «лишнего человека», каковыми были в свое время Печорин и оригинальный Зилов. Но в исполнении Цыганова получился лишь беспринципный и по-сучьи себя ведущий сердцеед без намека на совесть или экзистенциальный кризис. Так же проигрывает потрясающему комично-трагичному персонажу Леонова Виталий Хаев, безусловно, талантливый и характерный актёр, но слишком активно изображающий и даже пародирующий великого советского артиста. Кино обходится лишь парой остроумных замечаний о российской действительности.

542

Несвоевременное высказывание о лишнем человеке оказалось абсолютно излишним фильмом. Чёрт с ним, что «Райские кущи» портят собой блестящий труд Вампилова — может, кто и узнает благодаря псевдоремейку о лучшей роли Олега Даля. Фильм некачественен даже как кинематографическое изделие. Надоедливая и пошлейшая музыка, дешевая съемка (пятиминутную сцену переезда щедро снимают одной неподвижной камерой), ненужные самоцитаты (к чему в начале сцена с лодкой, если не для отсылки к «Холодному лету пятьдесят третьего…»?), сцены застолья в лучших традициях Михаила Кокшенова. Так что лучший подход к этому фильму — обойти его и направиться к «Отпуску в сентябре», тем самым исполнив его непосредственное предназначение.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!