Ре-Пак #1: Объединённая зона безопасности

Итак, мы начинаем наш разговор о выдающемся южнокорейском режиссёре Пак Чхан Уке и его творчестве, представленном весьма разнообразными фильмами. О его биографии мы уже поведали, теперь приступим, собственно, к кино. И начнём не с первых работ, фильмов «Луна – мечта Солнца» и «Трио» (хотя бы потому, что их практически невозможно где-то посмотреть), и не с короткометражной работы «Суд», просмотр которой мы оставляем уважаемым читателям. Начнём с одного из крупнейших триумфов режиссёра – фильма «Объединённая зона безопасности», который долгое время (до фильмов «38-я параллель» и «Человек из ниоткуда») держал планку самого кассового южнокорейского фильма всех времён.

Сюжет повествует о конфликте, возникшем на так называемой Объединённой зоне безопасности (ОЗБ для краткости) – демилитаризованной области площадью порядка 800 м², где расположились два блокпоста по разные стороны Южной и Северной Корейских республик. Для тех, кто не знает: обе страны и по сей день официально находятся в состоянии войны, и ОЗБ – реально существующий объект, на котором ведутся переговоры между двумя сторонами, в пределах этой зоны сохраняется шаткий нейтралитет, поддерживаемый постоянным бдением солдат на двух блокпостах. И вот однажды тишину в воздухе над ОЗБ разрушают выстрелы – со стороны Северной Кореи к своему блокпосту бежит раненый южнокорейский солдат, а напротив в бункере уже покоятся два убитых бойца враждебной стороны. Конфликт обостряется, уладить который вызывается швейцарский дипломат корейского происхождения Софи…

Panmunjeom_DMZ

Впоследствии фильм превращается в лихо закрученный триллер на манер «Расёмона» Куросавы (или, если вам это ближе, сериала «Любовники»). Несколько человек восстанавливают картину произошедшего по кусочкам, разбираясь, где истина, а где вымысел или ложь, порождённые коварством/испугом/чем-либо ещё. Приём не нов, но в данной ситуации тема выбрана крайне щекотливая, в которой Пак Чхан Ук и соавтор сценария Ли Му Ён рисковали оказаться (как это часто бывает) в неловком положении, склоняя зрителя к определённой идеологии. Ведь любой фильм про Корейскую войну, выходивший до этого, с обеих сторон, и северной, и южной, диктовал зрителю «правильную» точку зрения насчёт того, кто виноват. А как же поступили Пак Чхан Ук и Ли Му Ён?

JSA-02

Очень изящно: им удалось сохранить нейтралитет, вставив в историю человеческий фактор. Это не спойлер: в первую очередь, фильм повествует о внезапно возникшей дружбе между солдатами обеих сторон, которые, скучая на своём посту (дежуря по два человека), начинают сближаться и тайком проникать на чужую территорию. Они болтают, улыбаются, едят, играют – в общем, фильму присуща определённая сентиментальность, на которую корейцы, и азиаты в общем, ох как падки (вспомните хотя бы «Хатико», оригинал которого был снят в Японии). И эта сентиментальность временами, безусловно, давит на эмоции, выжимая из зрителя слёзы. Особенно когда он понимает, что эта идиллия будет нарушена, что ясно из первых же кадров фильма (каким образом – увидите сами).

1ZMEGBKP7GqBkjlLQMeE2MchRkL

Так или иначе здесь сплелись жанры военного кино, мелодрамы и детектива, и одновременно с этим всё густо замешано на мощном антивоенном пафосе. Безусловно, в рамках положения обеих стран, фильм выглядит несбыточной утопией, которая тем не менее имеет право на существование и мотивирует людей вести себя по-человечески. Интересно, что фильм, снятый в Южной Корее, был показан Ким Чен Иру, и тот похвалил кинематографистов «за непредвзятое отношение к военному конфликту».

JSA-04

Также нельзя не упомянуть отличных актёров. В первую очередь, внимание к себе приковывает Сон Кан Хо – по мнению многих, лучший актёр в современном южнокорейском кино. Здесь он играет сержанта блокпоста Северной Кореи – весёлого, беззаботного, но одновременно с этим взрослого и серьёзно относящегося к жизни. По сути, в нём Пак Чхан Ук воплотил «положительный образ» представителя Северной Кореи, показывая, что даже в такой стране люди могут быть оптимистами и весельчаками. Сбежавшего в начале южнокорейского солдата играет Ли Бён Хон – южнокорейский аналог Данилы Козловского, по которому сейчас сохнет не только значительная часть корейских девочек, но и американки, приметившие брутального азиата с могучим торсом. На самом деле в этом фильме вы в полной мере можете убедиться, что за смазливым личиком скрывается ещё и великий актёрский талант. И, наконец, Ли Ён Э – одно из самых узнаваемых женских лиц на корейском ТВ, излучающее доброту и мир, да и просто очень красивая женщина. Её мы ещё увидим в совершенно ином амплуа в «Сочувствии госпоже Месть». Отметим также Щина Ха Гюна – очень интересного актёра, который впоследствии не раз появится в фильмах Пак Чхан Ука, о нём мы тоже снова поговорим совсем скоро.

JSA-06

Иногда стоит несколько раз проиграть, чтобы потом сорвать джек-пот. После ряда неудач, Пак Чхан Ук вошёл в южнокорейский кинематограф благодаря «Объединённой зоне безопасности» и стал на слуху у всех и каждого. А фильм и по сей день остаётся одной из самых мощных картин на тему Корейской войны, и уж точно – одним из самых объективных. Он до сих пор смотрится очень живо, так что бросайте «Мстителей», «Стар Треков» и «Игры престолов» — и бегом смотреть крутое южнокорейское кино! И не забывайте следить за новыми фильмами Пак Чхан Ука в рамках «Кинодиссеи»!

80


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!