Рефниада #1: Пушер

Итак, мы начнём рассказ о творчестве одного  из самых эксцентричных и скандальных режиссёров нашего времени – Николаса Виндинга Рефна, приуроченный к скорой премьере его нового фильма «Неоновый демон» с Киану Ривзом. Провокатор, визионер, показной интеллектуал и столь же показной приверженец маргинальных ценностей – в этом вся личность и творчество  датского кинематографиста, который успешно перебрался в Голливуд и всячески стремится доказать свою самобытность. А началось всё с малобюджетного «Пушера».

В практически документальной манере мы наблюдаем за жизнью копенгагенского мелкого торговца наркотиками Франка. И, так как до Пабло Эскобара ему как до Китая на карачках, ему приходится отнюдь несладко в этом неблагодарном «ремесле»: покупателя найти непросто, скрываться от полиции дело отнюдь не из лёгких, контингент в среде «пушеров» отнюдь не из самых дружелюбных. И мало того, что он торчит долг своему поставщику-югославу Майло, так ещё и невовремя подкатившие легавые во время очередной «торговли» вынуждают того выкинуть весь товар своего босса в воду, на котором Франк надеялся выехать из долгов. И как тут ещё успевать ухлёстывать за проституткой-наркоманкой Вик, в которую наркодиллер влюблен по уши?

В общем, из одной только фабулы несложно понять, почему режиссёра некоторые называют «датским Мартином Скорсезе». Отучившись в США, Рефн вернулся в родной Копенгаген, и без всякого знания ремесла режиссуры, но при этом с большой киношной насмотренностью в количественном плане, снял «Пушера». Он очень аккуратно, в деталях и мельчайших подробностях, расписывает подробности быта наркоторговцев, пытается показать их как «тоже людей со своими проблемами и неудачами по жизни». Ну да, разве что у среднестатистического бухгалтера меньше шансов угодить за решётку или быть застреленным из-за долгов, а в жизни героев типа Франка и его друга и подельника Тони это вполне житейская проблема, справиться с которой, тем не менее, весьма непросто.

И вот эту «драгдиллерскую житуху» Рефн упоённо передаёт, доводя накал страстей порой до какого-то запредельного уровня. По началу «Пушера» как-то обошли вниманием, но позже он стал буквально культовым фильмом, породил неудачный британский ремейк, да и вообще определил направление «новой датской волны», которая сейчас просто процветает. Благодаря Рефну все вдруг вновь заговорили о датском кино, которое слегка утратило свою значимость в конце 20 века (при том, что, например, в эпоху немого кино было одним из ведущих в мире). Режиссёр скрупулезно пропихивает зрителю вечную истину о том, что, в общем-то, «наркотики плохо, и всё это от дьявола, и вообще лучше учитесь в школе да работайте на заводе». Позже это выродилось в два коммерчески успешных продолжения, так что народу история про датских наркодиллеров пришлась очень даже по вкусу.

И напоследок скажем, что именно благодаря «Пушеру» мир открыл для себя целую плеяду замечательных датских актеров, для которых этот фильм был дебютом на большом экране или просто одной из первых ролей. Ким Бодния (звезда сериала «Мост», до этого сыграл в другом успешном датском фильме «Ночной сторож»), Златко Бурич (крупный актер хорватского происхождения) и, конечно же, ныне всемирно известный Мадс Миккельсен, который в представлении не нуждается – все они проснулись в качестве значимых актеров после этого фильма. Да и сам Рефн после этого фильма, а также последовавшего после «Истекающий кровью», где собрал практически ту же команду, оказался одним из самых успешных дебютантов в истории кино – не каждому удаётся снять первый фильм в 25 лет, который тут же обретает культовый статус и становится объектом подражания.


Мы обитаем в Яндекс.Дзене, попробуй. Есть канал в Telegram. Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!